Финансово-хозяйственная деятельность компаний, осуществляющих работу в строительной отрасли, обладает особенностями, отражающимися на ведении финансового учета.
Ведение учета в строительных компаниях зафиксировано одновременно в нескольких документах — положениях по бухгалтерскому учету 9/99, 10/99, 2/08, а также по учету инвестиций. Но при этом строительные организации обладают рядом особенностей, которые важно учесть.
Строительные мероприятия часто требуют больших временных затрат, в связи с чем на них приходится по несколько отчетных периодов и доходы представители компании определяют, учитывая стадию, на которой находятся работы. Если в роли покупателя выступает организация, то обычно информация о ней есть сразу и тогда стороны договариваются о цене контракта. Если же в роли покупателя выступает гражданин, который для производства расчетов использует помощь посредников (к примеру, в целях приобретения ипотечных сертификатов), то для строительных компаний он не известен, т. к. неизвестно для каких целей планируется применять незавершенный строительный объект.
Часто заказчик вносит платежи в рамках контрактной стоимости СМР. Строительный объект располагается не по месту нахождения исполнителя, а на другой территории — отдельно взятом участке.
Указанные особенности обозначили потребность в принятии специализированных нормативных актов для строительной отрасли, которые бы урегулировали особенности ведения учета и финансовой отчетности. При учете у представителей строительной отрасли возникает ряд трудностей, к наиболее актуальным из которых можно отнести:
• Проблемы при формировании доходов и расходов.
• Несовершенство законодательных норм, требующих существенных доработок.
• Специфика учета товарно-материальных ценностей.
• Проблемы в определении себестоимости предоставляемых услуг/ производимых работ в строительной отрасли.
Ниже каждая из вышеуказанных проблем будет рассмотрена более подробно.
На территории Российской Федерации действуют ГСН (государственные строительные нормы), однако они вступают в противоречие со структурой доходов, которые были определены системой. Нормы не обязательно брать в учет, если строительные мероприятия реализуются без привлечения государственных финансовых ресурсов и подрядные организации вправе при подготовке сметной документации применять произвольные формы.