Компания «Гарант» подготовила материал, с помощью которого вы сможете ознакомиться с наиболее важными и интересными тезисами, предложенными специалистами Роструда и Минтруда России по правовым вопросам, посвященным проблемам применения трудового законодательства и законодательства об охране труда.
Одной из наиболее обсуждаемых тем в прошлом году стало вступление в силу с 1 июля 2016 г. изменений в ТК РФ, касающихся вопросов применения профстандартов. Соответствующий закон был принят еще в мае 2015 г., однако, несмотря на широкий общественный резонанс и многочисленные спекуляции вокруг вопроса обязательности применения профстандартов, Минтруд не торопился давать какиелибо комментарии. Первые масштабные разъяснения по данной проблеме были представлены чиновниками лишь в апреле 2016 г., когда на официальном сайте ведомства появилась Информация по вопросам применения профессиональных стандартов. В данном документе специалисты ведомства указали:
• профстандарты на основании ст. 195.3 ТК РФ обязательны лишь в случаях, когда требования к квалификации установлены иными федеральными законами и нормативными актами;
• принятие профстандартов не может привести к автоматическому изменению обязанностей работника и не является основанием для его увольнения;
• если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель вправе самостоятельно выбрать, каким документом руководствоваться.
В дальнейшем в своих разъяснениях по проблемам применения профстандартов Минтруд неоднократно делал отсылки к данному материалу (см., например, письма от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465, от 20.07.2016 № 142/В-688). Многие из приведенных в Информации тезисов легли в основу подготовленного ведомством проекта официальных Разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов.
Вместе с тем множество возникающих у специалистов вопросов по применению статьи 195.3 ТК РФ так и остались без внимания Минтруда. Обязательно ли в случаях, предусмотренных частью первой указанной статьи, обеспечивать соответствие наименования должности работника профстандарту? Что делать в ситуации, когда профстандарт содержит требования к квалификации, отличные от предусмотренных федеральными законами или иными нормативными актами? Можно ли сузить или расширить круг обязанностей работника по сравнению с профстандартом? Примечательно, что, в отсутствие выраженной позиции Минтруда по данным проблемам, комментарии по ним предоставили иные государственные органы (см. письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814, письма Минэкономразвития России от 03.11.2016 № Д28и-2916, от 26.10.2016 № Д28и-2864, от 14.10.2016 № Д28и2816, от 12.08.2016 № Д28и-2136, от 18.07.2016 № Д28и-1916, от 27.06.2016 № Д28и-1744).