КЛЮЧЕВОЙ ВЫВОД: платформенная занятость, становясь все более востребованной, нуждается в регулировании.
«Платформенная экономика во многих сферах привела к обелению экономической деятельности и создала возможности для легального заработка, извлечения доходов многих групп, которые традиционно являются уязвимыми, для которых важны иногда эпизодическая случайная занятость и низкие барьеры на вход в этот сегмент: это молодежь, женщины с детьми, часто в случае с дистанционной занятостью люди с инвалидностью, люди предпенсионного и пенсионного возраста, в отношении которых часто существуют возрастные стереотипы. Если мы посмотрим на соотношение выгоды и издержек, окажется, что все игроки заинтересованы в том, чтобы регулирование каким-то образом состоялось», — Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
«Мы четко пытаемся закрепить в нормативно-правовой базе признаки традиционных трудовых отношений. Мы видим, что есть в целях минимизации издержек вывод на отдельных предприятиях из традиционно правовых отношений в режим самозанятого. Понятно, что на данном этапе это достаточно выгодно», — Антон Котяков, министр труда и социальной защиты Российской Федерации.
ПРОБЛЕМА: отсутствие у самозанятых социальных гарантий на случай болезни и невозможность делать пенсионные накопления.
«Режим самозанятого не дает пенсионных накоплений, у гражданина не формируется его пенсия по завершении своей трудовой деятельности. Мы четко понимаем, что на сегодняшний день граждане, работающие в рамках платформы и работающие самозанятыми, не имеют социальных гарантий. Они не имеют дополнительной социальной поддержки в случае утраты заработка по больничному листу, в случае несчастного случая на предприятии, то есть это достаточно широкий спектр оснований в данном случае», — Антон Котяков.
«Добровольное страхование вряд ли будет работать, потому что, как правило, самозанятый человек — это человек, у которого не очень большой доход, и вряд ли они выберут сейчас накапливать ради того, чтобы через десятки лет эти деньги получать, в конце концов настанет время государства», — Александр Шульгин, генеральный директор Ozon.