Инфекция, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), началась в декабре 2019 г. в городе Ухань (Китай), в марте 2020 г. данной инфекции был присвоен статус пандемии по решению ВОЗ. В конце марта 2020 г. в России было принято решение о введении режима самоизоляции, который продлился с 29 марта по 14 июня 2020 г. Целью предпринятых мер было предотвращение массового заражения населения, в особенности людей, относящихся к группам риска тяжелого течения инфекции. В октябре 2020 г. в связи с ростом заболеваемости в некоторых регионах Российской Федерации были повторно введены ограничительные меры.
Подобные социальные катаклизмы неизбежно приводят к росту количества психических нарушений, среди которых широко распространены тревожные расстройства. Для данной ситуации характерно неожиданное и стремительное воздействие психотравмирующих факторов. Причем на психологический фон населения влияли не только новости о неблагоприятном течении и распространении инфекции, но и вынужденные ограничительные меры, а в дальнейшем также экономические последствия пандемии. Неготовность населения к подобным сценариям подкрепляется еще и тем, что в последние десятилетия акцент в системе здравоохранении был смещен на неинфекционные патологии, например на онкологические и сердечно-сосудистые заболевания; в то же время последняя крупная пандемия, вызванная вирусом свиного гриппа H1N1, прошла относительно незаметно для населения, так как не сопровождалась резким общемировым подъемом заболеваемости и повсеместным введением строгих карантинных мер.
Основным фактором, провоцирующим тревогу, является угроза массового заражения тяжелым инфекционным заболеванием. Кроме того, в первые месяцы пандемии большое значение имело массивное давление средств массовой информации. Также стоит обратить внимание на неоднозначность многих сведений, которые транслировались СМИ, наличие разных, подчас противоречащих друг другу оценок, сложность прогнозов, быстрое чередование подъемов и спадов заболеваемости. Данная пандемия — первая, вызванная коронавирусом, что лишает людей возможности опереться на предыдущий опыт, в частности, пока что трудно судить о сезонности новой коронавирусной инфекции. Кроме того, данные об эффективности различных лекарственных средств и вакцин носят достаточно противоречивый характер [1].