Ранее правительство, повысив пенсионный возраст, дало гарантии, что работники не смогут потерять работу из-за возраста, — за незаконное увольнение для работодателей предусмотрено уголовное наказание.
Однако член совета московского отделения «Опоры России» Игорь Федотов говорит, что гарантии не работают: «Существующее законодательство, касающееся конкретно государственной службы, требует при достижении 60-летнего возраста перезаключать с предпенсионером срочный договор, то есть на один год, на два и три года. Соответственно, этим пользуются, и единицы находят в дальнейшем работу».
Игорь Федотов отмечает, что активным людям при этом помогают обращения в суды, которые при рассмотрении подобных дел становятся на сторону работника. «Но есть лазейки, которые используют непорядочные работодатели. Ответственность предусмотрена, на практике правоприменения как такового на сегодняшний день нет», — отмечает столичный общественник.
Увольнения не связаны с новым законом, а к людям предпенсионного возраста предъявляются те же требования, что и к более молодым сотрудникам, утверждает старший партнер коллегии адвокатов «Адамова и партнеры» Ирина Адамова.
«Способов уволить человека, не важно какого возраста, много, если он плохо работает, они все в законе прописаны, — подчеркивает Ирина Леонидовна. — Для предпенсионеров какие-то льготы по этому вопросу не установлены, они должны работать так же, как молодые. Причем бывает, что у них квалификация чуть ниже, чем у молодых профессионалов, которые приходят со знанием иностранных языков, новых технологий. А людей более старшего поколения всему этому нужно обучать, и не все готовы обучаться. Все обращаются независимо от возраста с превентивными консультациями, когда речь идет о том, что работодатель ставит ультиматум: либо ты увольняешься по соглашению сторон, которое обычно не в пользу работника, либо мы тебя начнем увольнять по статье. Начинаем тогда террор, будем фиксировать каждое твое нарушение, каждый недочет, дисциплинарные взыскания, наберем определенное количество и уволим тебя уже по инициативе работодателя. Аудиозапись разговора, что вы нам не подходите, вы слишком старый, вам надо уволиться, доказательством в суде по трудовым спорам не является, но с точки зрения обращения в прокуратуру у людей предпенсионного возраста карт-бланш имеется, потому что такую запись прокуратура может исследовать».