По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«#ТретьяковкаДома»: пандемия как способ сделать музей доступным каждому

Дарья Смольникова Московская область, г. Химки

В 2020 году Государственную Третьяковскую галерею посетили около 927 тыс. человек — это лишь треть от рекордного показателя 2019 года. В год глобальной пандемии музей работал только семь месяцев из двенадцати, однако все то время, что двери Третьяковки были закрыты от посетителей, сотрудники продолжали плотную работу со зрителем. Пандемия стала стимулом для запуска грандиозного проекта «#ТретьяковкаДома», объединившего в виртуальном пространстве выставки, лекции, экскурсии.

Литература:

1. Государственная Третьяковская галерея. — URL: https://www.tretyakovgallery.ru/ (дата обращения: 15.02.2021).

2. Фомина О. Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее в Москве: как из любителя превратиться в искусствоведа. — 10.06.2020. — URL: kp.ru/russia/moskva/ekskursii/virtualnye/ kak-iz-lyubitelya-prevratitsya-v-iskusstvoveda/ (дата обращения: 16.02.2021).

3. Третьяковку за 2020 год посетили более 920 тыс. человек. — 26.12.2020. — URL: https:// tass.ru/moskva/10358641 (дата обращения: 13.02.2021).

4. Музей на диване: что посетить, не выходя из дома. — 06.01.2021. — URL: https:// iz.ru/1103567/evgeniia-priemskaia/muzei-na-divane-chto-posetit-ne-vykhodia-iz-doma (дата обращения: 15.02.2021).

Впервые в 2020 году Третьяковская галерея закрылась 18 марта в связи с расширением списка мер по профилактике и предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Открыться удалось только летом — 3 июля, однако 16 ноября по распоряжению Министерства культуры музей был вынужден снова закрыть свои двери, уже до 15 января 2021 года.

Пандемия стала серьезным ударом по финансовому и моральному состоянию одного из самых крупных российских музеев. Как и многие другие культурные институции, Третьяковка оперативно перенесла свою активную деятельность в онлайн-пространство: именно так родился проект «#ТретьяковкаДома». Его главная задача — сохранить связь между музеем и зрителем, продолжать вести экспозиционную деятельность и предоставить людям, застрявшим в собственных домах во время периода самоизоляции, возможность развиваться, интегрироваться в культурную среду, не выходя из дома.

Третьяковская галерея за рекордные сроки смогла совершить невозможное — общая аудитория всех онлайн-ресурсов за 2020 год составила более 10 млн человек! По словам директора Зельфиры Трегуловой, музей и раньше стремился развиваться в онлайн-пространстве, однако приоритеты до наступления 2020 года сосредоточивались на традиционной экспозиционной деятельности и привычной работе с посетителями. За короткий срок Третьяковке удалось достичь впечатляющих результатов.

Успех выхода в онлайн можно объяснить разноплановостью и интерактивностью проектов, подготовленных музеем. Специалисты Третьяковской галереи смогли не просто сохранить востребованность музея, но и вовлечь публику в культурные проекты, причем даже ту, что раньше музеи не посещала. Третьяковка запустила большое количество онлайн-проектов, среди них — два фильма-экскурсии по залам галереи. Вместо неизвестных широкой публике экскурсоводов музей пригласил на роль проводников по залам узнаваемых и любимых миллионами россиян артистов. Фильмы «Третьяковка с Сергеем Шнуровым» и «Третьяковка с Константином Хабенским» стали одними из самых ярких онлайн-проектов среди огромного разнообразия аналогичных работ во время пандемии. Только фильм с Сергеем Шнуровым на YouTube-канале галереи посмотрели более 1 млн человек, еще 200 тыс. — на платформе онлайн-кинотеатра Okko.

Для Цитирования:
Дарья Смольникова, «#ТретьяковкаДома»: пандемия как способ сделать музей доступным каждому. Музей. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: