Впервые в 2020 году Третьяковская галерея закрылась 18 марта в связи с расширением списка мер по профилактике и предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Открыться удалось только летом — 3 июля, однако 16 ноября по распоряжению Министерства культуры музей был вынужден снова закрыть свои двери, уже до 15 января 2021 года.
Пандемия стала серьезным ударом по финансовому и моральному состоянию одного из самых крупных российских музеев. Как и многие другие культурные институции, Третьяковка оперативно перенесла свою активную деятельность в онлайн-пространство: именно так родился проект «#ТретьяковкаДома». Его главная задача — сохранить связь между музеем и зрителем, продолжать вести экспозиционную деятельность и предоставить людям, застрявшим в собственных домах во время периода самоизоляции, возможность развиваться, интегрироваться в культурную среду, не выходя из дома.
Третьяковская галерея за рекордные сроки смогла совершить невозможное — общая аудитория всех онлайн-ресурсов за 2020 год составила более 10 млн человек! По словам директора Зельфиры Трегуловой, музей и раньше стремился развиваться в онлайн-пространстве, однако приоритеты до наступления 2020 года сосредоточивались на традиционной экспозиционной деятельности и привычной работе с посетителями. За короткий срок Третьяковке удалось достичь впечатляющих результатов.
Успех выхода в онлайн можно объяснить разноплановостью и интерактивностью проектов, подготовленных музеем. Специалисты Третьяковской галереи смогли не просто сохранить востребованность музея, но и вовлечь публику в культурные проекты, причем даже ту, что раньше музеи не посещала. Третьяковка запустила большое количество онлайн-проектов, среди них — два фильма-экскурсии по залам галереи. Вместо неизвестных широкой публике экскурсоводов музей пригласил на роль проводников по залам узнаваемых и любимых миллионами россиян артистов. Фильмы «Третьяковка с Сергеем Шнуровым» и «Третьяковка с Константином Хабенским» стали одними из самых ярких онлайн-проектов среди огромного разнообразия аналогичных работ во время пандемии. Только фильм с Сергеем Шнуровым на YouTube-канале галереи посмотрели более 1 млн человек, еще 200 тыс. — на платформе онлайн-кинотеатра Okko.