По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2 DOI:10.33920/nik-02-2109-01

Третья промышленная революция: к проблеме определения

Колин Константин Константинович д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, Российская Федерация, 119333, г. Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 4, эл. адрес: kolinkk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8187-9314

В статье рассматриваются особенности Третьей промышленной революции. Необходимость рядоположенного рассмотрения этого понятия, связанного с рядом иных, близких по своим содержательным характеристикам, явлений определяет актуальность статьи. В работе показано, что Третья промышленная революция разворачивается по существу с 1970-х гг. — вслед за Первой промышленной революцией (конец XVIII — начало XIX вв.), содержанием которой стал переход от аграрного хозяйства к промышленной экономике, а также Второй промышленной революцией (вторая половина XIX в. — начало XX в.), основанной на применении электрической энергии и конвейерном производстве. Автор показывает основания Третьей промышленной революции, которые связаны с сетевой энергетикой, «зеленой экономикой», рассматривает социально-экономические последствия Третьей промышленной революции.

Литература:

1. Колин К.К. Гуманитарные проблемы науки и технологий / В книге: Основы гуманитарного знания. Часть 2. — М.: Стратегические приоритеты, — 2017. — С. 286– 324.

2. Колин К.К. Технологическое общество: глобальные тенденции, вызовы и угрозы. // Стратегические приоритеты. — 2017. — № 1. — С. 4–15.

3. Рифкин Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 410 с.

1. Kolin K.K. Gumanitarnyye problemy nauki i tekhnologiy / V knige: Osnovy gumanitarnogo znaniya. Chast' 2. — M.: Strategicheskiye prioritety, — 2017. — S. 286– 324.

2. Kolin K.K. Tekhnologicheskoye obshchestvo: global'nyye tendentsii, vyzovy i ugrozy. // Strategicheskiye prioritety. — 2017. — № 1. — S. 4–15.

3. Rifkin Dzh. Tret'ya promyshlennaya revolyutsiya: Kak gorizontal'nyye vzaimodeystviya menyayut energetiku, ekonomiku i mir v tselom. — M.: Al'pina nonfikshn, 2015. — 410 s.

Колин Константин Константинович

Сетевая энергетика — путь к новой экономике и социальной структуре общества

Одной из ключевых проблем XXI века является обеспечение доступа быстрорастущего населения нашей планеты к источникам энергии, необходимой для его жизнедеятельности. Решение этой проблемы может быть осуществлено на основе интеграции телекоммуникационных и энергетических технологий. Такая интеграция позволяет не только существенно расширить инфраструктуру информационных коммуникаций, но и стать технологической основой Третьей промышленной революции, которая уже началась в странах Западной Европы и будет происходить в других странах.

Прогнозируется, что эта революция радикально изменит весь облик социально-экономической структуры, а также отношения между людьми. В монографии американского экономиста, эколога и общественного деятеля Джереми Рифкина [3] показано, что интеграция энергетических и информационных сетей создает возможности для эффективного решения целого комплекса крупных проблем развития цивилизации. В их числе:

— переход от углеводородной энергетики к «зеленой энергетике», основанной на использовании альтернативных источников энергии (солнца, ветра, воды, подземного тепла и др.);

— существенное сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу;

— снижение энергоемкости и материалоемкости промышленного производства;

— снижение уровня урбанизации общества, развитие малых городов и сельских поселений;

— создание новых рабочих мест в сфере информационных и энергетических технологий;

— повышение качества жизни населения многих стран за счет свободного доступа к новым источникам энергии;

— сокращение уровня социального расслоения общества и связанной с этим социальной напряженности;

— изменение отношений между людьми на принципах партнерства в решении общих задач.

Европейская программа «зеленой энергетики»

В 2007 г. Еврокомиссия выделила 7,4 млн евро для реализации Совместной технологической инициативы, которая представляет собой европейскую программу партнерства государства и бизнеса с целью перехода исследований и разработок в области водородных энергетических технологий к их практической реализации во всей Европе. Цели этой программы кратко выражаются формулой «20-20-20», так как она предполагает, что к 2020 г. будут получены следующие основные результаты: сокращение выбросов парниковых газов на 20 % по сравнению с уровнем 1990 г.; повышение на 20 % энергоэффективности производства; увеличение на 20 % масштабов использования возобновляемых источников энергии.

Эта программа является первым этапом воплощения в Европе новой концепции Третьей промышленной революции, которая, по мнению Дж. Рифкина, должна быть основана на следующих пяти главных принципах:

1. Переход энергетики на возобновляемые источники энергии.

2. Превращение всех зданий в мини-электростанции, вырабатывающие электроэнергию в месте ее потребления.

3. Использование водородной и других энергетических технологий для аккумулирования периодически генерируемой энергии.

4. Использование интернет-технологий для превращения энергосистем европейского континента в интеллектуальную электросеть, обеспечивающую распределение энергии между потребителями.

5. Перевод автомобильного парка на электромобили с подзарядкой от электросети или автомобили на топливных элементах, которые могут получать энергию от интеллектуальной электросети и отдавать избыток энергии в эту сеть.

На первый взгляд, концепция Третьей промышленной революции представляется фантастикой, которая может быть осуществлена лишь в отдаленном будущем. Однако все обстоит гораздо серьезнее. Европейский союз поставил две глобальные цели своего развития в XXI веке: создать экологически устойчивое общество с низким уровнем выбросов углекислого газа в атмосферу и сделать экономику Европы самой динамичной в мире.

Для достижения этих целей Евросоюз уже в 2020 г. должен получать 30% электроэнергии из возобновляемых источников. В первую очередь на альтернативную энергетику будет переведена система электроснабжения зданий, которые сегодня потребляют около 75 % всех энергетических ресурсов Европы. С этой целью строительная индустрия Европы, совместно с энергетическими компаниями, уже 15 лет работают над решением задачи превращения 190 млн зданий европейского континента в мини-электростанции, которые будут снабжать эти здания «зеленой энергией», а избытки отдавать в общую интеллектуальную сеть.

Некоторые пилотные проекты уже выполнены. Так, на крыше завода фирмы GM в Арагоне (Испания) установлена солнечная электростанция мощностью 10 МВт, которой достаточно для электроснабжения 4600 зданий. Вложения в этот проект составили 78 млн долларов и должны окупиться в течение 10 лет, после чего электроэнергия этой станции будет практически бесплатной. Еще один проект выполнен в пригороде Парижа, где крупная промышленная группа Bouygues при помощи своей электростанции не только обеспечивает все внутренние энергетические потребности, но и генерирует избыточную электроэнергию.

Ряд региональных проектов альтернативной энергетики планируется осуществить в Монако, на Сицилии и в Риме, где разрабатывается 40-летний план комплексной архитектурной и энергетической модернизации города, а также в городе Сан-Антонио (США). На их реализацию выделены значительные средства, а для создания необходимого оборудования образован консорциум, в состав которого вошли такие известные фирмы, как Philips, Schneider Electric, IBM, Cisco Systems и другие.

Социальные последствия «зеленой энергетики»

Реализация программы развития «зеленой энергетики», помимо решения задач экономического и экологического характера, дает и весьма ощутимый социальный эффект, создавая новые рабочие места в области энергетических и информационных технологий. Так, в 2007 г. в секторе возобновляемой энергетики Германии было занято около 250 тыс. специалистов — почти столько же, как и в традиционной углеводородной энергетике. Наиболее быстрый рост занятости в «зеленой энергетике» происходит в Испании, где количество специалистов в пять раз превышает число занятых в традиционной энергетике. А расчеты для Великобритании показали, что подготовка 26 млн зданий этой страны для перехода к использованию возобновляемой энергии создаст около 250 тыс. новых рабочих мест.

Таким образом, новая информационно-энергетическая стратегия Третьей промышленной революции дает весьма значимые социальные результаты уже на начальной стадии своего воплощения. В ближайшие годы этот процесс может стать массовым. Уже разработаны и испытаны миниэлектростанции для частных домовладений. Солнечные батареи устанавливаются на крышах зданий. Они стоят около 60 тыс. долларов, при этом срок их окупаемости составляет 4–10 лет. Избыток электроэнергии можно отдавать в общую сеть за определенную плату.

Прогнозируется, что уже через 20 лет миллионы зданий в Европе (жилые дома, офисные и торговые центры, промышленные предприятия) будут иметь на крышах мини-электростанции. Потребность в реконструкции этих зданий вызовет строительный бум, который приведет к появлению тысяч новых компаний и миллионов рабочих мест. Так, повышение уровня «зеленой энергетики» в Европе до 30 % приведет к созданию 4 млн новых рабочих мест [1].

Горизонтальная сетевая экономика и ее социально-экономические последствия

В результате развития нанотехнологий и их интеграции с информационными технологиями все более широко применяются новые способы автоматизированного производства различных изделий из металла или пластмассы, которые получили название 3D-печати. При этом возможно массовое производство, т.е. создание любого количества копий продукта, аналогично тому, как это происходит при фотокопировании изображений. Уже созданы и апробированы устройства и технологии, которые позволяют производить на 3D-принтерах многие изделия промышленного производства — от ювелирных украшений до деталей для мобильных телефонов, автомобилей, самолетов и биологических имплантов медицинского назначения [2]. Применяются такие технологии и в строительной индустрии.

Дальнейшее развитие этих технологий приведет к революционным трансформациям в сфере промышленного и кустарного производства. При этом на смену индустрии крупных корпораций, построенных по принципу вертикальной иерархической структуры управления, придет новая «горизонтальная» структура промышленного производства на основе объединения в сеть малых и средних предприятий, распределенных по территории различных стран и регионов мира. Производство необходимых товаров можно будет осуществлять практически в любом месте, так как требуемую для этого энергию будут предоставлять распределенные интеллектуальные сети, которые уже начинают создаваться в некоторых регионах Европы и США.

Также прогнозируется ренессанс в области ремесленного производства товаров широкого потребления и народных промыслов, которые сегодня практически исчезли под натиском крупных промышленных корпораций.

Ожидаются революционные перемены и в сельском хозяйстве, где повсеместный доступ к возобновляемым энергетическим ресурсам создаст мощный стимул для развития фермерских хозяйств, в которых будет занято значительное количество населения. Это станет важным фактором для снижения урбанизации общества, которая сегодня создает множество экологических и социальных проблем.

Социально-психологический аспект этих революционных трансформаций в экономике состоит в том, что отношения между производителями и потребителями товаров существенным образом расширятся, а паразитическая прослойка посредников будет сокращаться и постепенно исчезнет.

Язык статьи:
Действия с выбранными: