Для футбольных болельщиков грядущий 2018 FIFA World Cup Russia — долгожданное увлекательное событие. А вот отечественной экономике, прежде всего индустрии гостеприимства и транспортной системе, предстоит пройти самый настоящий стресс-тест. В мирных условиях подобного еще не бывало. Ожидается около 2 млн гостей только из-за границы. Добавим сюда сотни тысяч россиян, которые проведут эти 32 дня в разъездах между 11 городами и 12 стадионами, останавливаясь в гостиницах, мотелях и хостелах.
Но зато если все пойдет по оптимистическому сценарию, то профильные отрасли получат баснословные доходы. И, что не менее важно, мундиаль, по заверениям чиновников, задаст положительный долгосрочный тренд. Всплеск интереса к нашей стране вкупе с обновленной инфраструктурой HoReCa при грамотном маркетинговом подходе власти и бизнеса сформирует и какое-то время будет поддерживать дополнительный внешний туристический спрос. По оценкам Ростуризма, в ближайшие несколько лет прирост потока иностранных гостей составит 10–15% в год. Повторюсь, это реально при идеальном раскладе, если все сделать, как говорится, по уму.
К сожалению, опыт стран, проводивших предыдущие мировые первенства, демонстрирует, что сам по себе чемпионат не ведет к существенному увеличению количества туристов и повышению коммерческой эффективности визитов. Отчасти это подтверждает и Кубок конфедераций — 2017, считающийся генеральной репетицией мундиаля. Ожидания отельеров турнир не оправдал: болельщиков оказалось намного меньше, нежели обещали организаторы, да и останавливаться они предпочитали на квартирах, арендованных у частников.
Неудивительно, что накануне грандиозного спортивного праздника мы наблюдаем некоторое сопротивление части отраслевого бизнеса. Так, мониторинг Роспотребнадзора к середине мая выявил почти 650 случаев завышения цен на гостиничное обслуживание. Мотивы игроков рынка, рискнувших проигнорировать постановление Правительства РФ № 89, предельно понятны. Слишком радужные прогнозы вызывают сомнения, есть желание заработать здесь и сейчас…