По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.918

Третейское реформирование

М.В. Шувалова ГАРАНТ.РУ

Работа по подготовке законопроектов, предусматривающих реформирование системы третейских судов, была начата Правительством РФ совместно с ТПП РФ и РСПП еще в 2013 г. по поручению главы государства Владимира Путина (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086) и сопровождалась многочисленными дискуссиями. О том, что данная реформа до сих пор вызывает споры, свидетельствует и тот факт, что за принятие законов об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ (далее – Закон об арбитраже), который должен заменить действующий в настоящее время Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации«, и о внесении изменений в законодательство в связи с принятием закона об арбитраже проголосовали чуть более половины депутатов Госдумы: 245 – за первый, 239 – за второй.

В конце декабря Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, закрепляющих положения о реформировании системы третейских судов. Первый заменит действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации« (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Второй предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием закона об арбитраже (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ; далее – Закон № 409-ФЗ). Оба закона вступают в силу с 1 сентября текущего года.

Подготовка реформы cистемы третейских судов длилась на протяжении трех лет – еще в 2012 г. глава государства заявил о необходимости определения Правительством РФ комплекса мер по развитию третейского разбирательства (поручение Президента РФ от 22 декабря 2012 г. № Пр-3410), а в 2013 г. поручил кабинету министров совместно с ТПП РФ и РСПП разработать непосредственно законопроект о совершенствовании системы третейского судопроизводства (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086). За этот период был подготовлен не один проект закона, направленного на регулирование данной области, и эти проекты активно обсуждались экспертным сообществом. Рассмотрим, каким получился итоговый результат такой продолжительной работы и какие изменения ожидают систему третейских судов в ближайшее время.

Законом об арбитраже вводится ряд новых понятий, а также корректируются уже существующие (ст. 2 Закона об арбитраже). Так, понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» указаны в законе как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). При этом третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров. Надо отметить, что многие эксперты недовольны такими изменениями. «Попытка перейти к использованию исторического термина «арбитраж» и его производных в тексте отдельно взятого закона, то есть изолированно от остальной нормативно-правовой базы, привела только к смешению терминологии и путанице. Так, отныне схожи до степени смешения термины «решение арбитражного суда» и «арбитражное решение», «арбитражный суд» и «арбитраж», по-прежнему относящиеся совершенно к разным областям: области государственного судопроизводства и альтернативного разрешения споров соответственно», – считает член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата» Дмитрий Волосов.

Для Цитирования:
М.В. Шувалова, Третейское реформирование. Юрисконсульт в строительстве. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: