Ближайшие тренды развития транспортной системы — ускорение информатизации, создание новых инновационных поездов, внедрение интернета вещей, расширение скоростных и высокоскоростных линий.
По всем вышеуказанным требованиям, к сожалению, «РЖД» пока не может ничем похвастаться: инновационные поезда в последний раз были приобретены в 2009 году при запуске «Сапсана» (подвижной состав ВСЛ — это поезда первого поколения компании Siemens), новых линий железнодорожного транспорта в РФ практически не строится, интернет вещей пока только апробируется внутри стратегических документов.
В это же время «РЖД» осуществляет масштабные инвестиционные проекты в Сербии, Казахстане, Монголии, КНДР, Иране и на Кубе. Указанные страны финансируются за счет предоставления внутрикорпоративных кредитов, что существенно дестабилизирует внутреннюю финансовую обстановку в экономике не только России, но и «РЖД».
Эффективные транспортные системы дают возможность гражданам получать доступ к рынкам, увеличивают мобильность населения. Кроме того, развитый транспортный сектор априори создает базис для улучшения системы инвестиций.
Сейчас в России существует разветвленная транспортная сеть, включающая в себя все основные виды. Главная цель транспортного сектора — создание мультипассажирских коридоров, системы бесперебойного функционирования имеющихся сетей на основе автоматизации, инновационных технологий, предполагающих единую информационную среду взаимодействия между железнодорожным и, например, автомобильным транспортом.
Для качественного изменения ситуации в сфере транспорта была принята специальная Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Она предполагает:
• существенное изменение в транспортной мобильности граждан;
• увеличение объемов перевозок;
• максимальное сокращение времени осуществленных перевозок;
• развитие межрегиональных связей путем создания скоростных путей, а также развития мультипассажирских перевозок.