Статья поступила 12.03.2025 г. Статья одобрена к публикации 28.08.2025 г.
В своём современном состоянии рынок образовательных услуг сложился за короткий по историческим меркам период, и можно говорить, что становление его ещё не окончено. «Именно в этой проблемной области по преимуществу происходит осмысление изменений образовательной парадигмы» [3].
Правовые, организационные и экономические основы образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. В действующей редакции закона — в целях устранения ассоциаций образовательной деятельности с коммерческими услугами с 2022 года — исключено понятие «образовательной услуги». Применение данного термина заменено в ФЗ на формулировку «реализация образовательной программы».
Современный рынок образования в России насчитывает сотни высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам высшего образования. Образовательный процесс в России обладает высокой притягательностью для абитуриентов, что делает его одним из ключевых факторов в стратегии развития высшего образования. В условиях конкурсной приемной кампании администрации вузов и профессорско-преподавательский состав активно работают над тем, чтобы привлечь абитуриентов, максимально соответствующих уровню сложности основных профессиональных образовательных программ. Это включает не только оценку их академической подготовки, но и склонности к будущей профессиональной деятельности. Особенность процесса заключается в том, что наибольшая активность и концентрация усилий наблюдаются именно в период краткосрочной приемной кампании. Это время, когда все ключевые решения принимаются с максимальной скоростью и ответственностью.
Выбор абитуриентом образовательного учреждения можно сравнить с выбором стратегии повышения вероятности достижения цели проекта, в котором задействованы соисполнители. Такой выбор напоминает процесс, описанный в методике интеллектуальной автоматизированной поддержки лиц, принимающих управленческие решения. В рамках этой методики лицо, принимающее решение, оценивает множество допустимых вариантов и выбирает оптимальный состав соисполнителей в рамках целевого сегмента [7]. В современных условиях в практике деятельности образовательных учреждений Интернет-сервисы и технологии представляются важной и в некоторых случаях уже неотъемлемой компонентой образовательного процесса в целом и — маркетинговой стратегии образовательного учреждения, в частности [3].