По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338 DOI:10.33920/nik-02-2510-09

Тренды интернет-маркетинга в области продвижения образовательных программ высших учебных заведений России

Рыбакова Ольга Андреевна магистрант факультета экономики, управления и международных отношений Московского гуманитарного университета. 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Эл. адрес: o.rybakova@mail.ru

В статье анализируются роль, задачи и инструменты интернет-маркетинга для продвижения высших учебных заведений России на рынке образования. Показано, что сфера высшего образования и высших учебных заведений в России традиционно воспринимается как своеобразное историческое наследие СССР. Действительно, говоря о вузах, можно утверждать, что история большинства из них исчисляется десятилетиями. При этом рассматривать сферу образования как рынок сложившийся в начале 90-х годов, нельзя. В статье анализируются современные подходы к рынку образовательных услуг.

Литература:

1. Вузы России — 2025 // Вузотека [Электронный ресурс]. — URL: https:// vuzoteka.ru/вузы/Россия (дата обращения: 02.04.2025).

2. Гуров Ф. Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в Сети/ М.: Вершина, 2008. — 136 с.

3. Ильинская Н.И. Сетевая личность как новый субъект образовательного процесса / Н. И. Ильинская // Высшее образование для XXI века: Ответы на глобальные вызовы, Москва, 25–27 ноября 2021 года. — М.: Московский гуманитарный университет, 2021. — С. 29–35.

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования, 2023 [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 02.04.2025).

5. Костина А.В. Формирование личности: влияние окружающей среды на систему ценностей / А. В. Костина // Моисеевские чтения. Климатические и иные резкие изменения в современной окружающей среде как реальная угроза развитию общества : Доклады и материалы VII Общероссийской научной конференции, Москва, 23 мая 2024 года. — М.: Московский гуманитарный университет, 2024. — С. 227–232.

6. Нечаев Д.Ю. О возможности формирования практико-ориентированных технологий и решений, гарантированного притока абитуриентов и доходов от основного вида деятельности образовательного учреждения бизнес-образования / Д.Ю. Нечаев, О.С. Писецкая // Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности: Доклады и материалы, Москва, 24–26 ноября 2022 года / Под общей редакцией И.М. Ильинского. — М.: Московский гуманитарный университет, 2022. — С. 292–299.

7. Нечаев Д.Ю. Интеллектуальная виртуальная образовательная среда как средство достижения образовательных целей в компетентностной парадигме / Д.Ю. Нечаев, А.Ю. Евсеева // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях, Москва, 14–16 ноября 2019 года / Под общей редакцией И.М. Ильинского. Том Часть 2. — М.: Московский гуманитарный университет, 2019. — С. 490–495.

8. Прахов И., Рожкова К., Травкин П. Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию: информационный бюллетень. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 48 с.

9. Черникова Е.А. Трансперенос — риски самоконструирования / Е.А. Черникова, Д.Ю. Нечаев // Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений : Доклады и материалы ХХ Международной научной конференции, Москва, 21–23 ноября 2024 года. — М.: Московский гуманитарный университет, 2025. — С. 469–474.

1. Russian Universities — 2025 // Vuzoteka [Electronic resource]. — URL: https:// vuzoteka.ru/vuzy/Rossiya (date of access: 02.04.2025).

2. Gurov F. Business Promotion on the Internet. All about PR and Advertising on the Web / Moscow: Vershina, 2008. — 136 p.

3. Ilyinskaya N.I. Online Personality as a New Subject of the Educational Process / N.I. Ilyinskaya // Higher Education for the 21st Century: Responses to Global Challenges, Moscow, November 25–27, 2021. — Moscow: Moscow University for the Humanities, 2021. — pp. 29–35.

4. Information and Analytical Materials Based on the Results of Monitoring the Activities of Higher Education Organizations, 2023 [Electronic resource]. — URL: (date accessed: 02.04.2025).

5. Kostina A.V. Personality formation: the influence of the environment on the value system / A.V. Kostina // Moiseevskie readings. Climatic and other abrupt changes in the modern environment as a real threat to the development of society: Reports and materials of the VII All-Russian scientific conference, Moscow, May 23, 2024. — M.: Moscow University for the Humanities, 2024. — Pp. 227–232.

6. Nechaev D.Yu. On the possibility of developing practice-oriented technologies and solutions, a guaranteed influx of applicants and income from the main activity of an educational institution of business education / D.Yu. Nechaev, O.S. Pisetskaya // Higher education for the 21st century. Education: Challenges of Our Time: Papers and Materials, Moscow, November 24–26, 2022 / Edited by I.M. Ilyinsky. Moscow: Moscow University for the Humanities, 2022, pp. 292–299.

7. Nechaev D.Yu. Intelligent Virtual Educational Environment as a Means of Achieving Educational Goals in the Competency-Based Paradigm / D.Yu. Nechaev, A.Yu. Evseeva // Higher Education for the 21st Century: The Role of Humanities Education in the Context of Technological and Sociocultural Changes: XV International Scientific Conference. Papers and Materials. In 2 parts, Moscow, November 14–16, 2019 / Edited by I.M. Ilyinsky. Volume Part 2. Moscow: Moscow University for the Humanities, 2019, pp. 490–495.

8. Prakhov I., Rozhkova K., Travkin P. Main strategies for choosing a university and barriers limiting access to higher education: information bulletin. — M.: HSE University, 2021. — 48 p.

9. Chernikova E.A. Transtransfer — risks of self-construction / E.A. Chernikova, D.Yu. Nechaev // Higher education for the 21st century. Problems of raising viable generations: Reports and materials of the XX International scientific conference, Moscow, November 21–23, 2024. — M.: Moscow University for the Humanities, 2025. — pp. 469–474.

Статья поступила 12.03.2025 г. Статья одобрена к публикации 28.08.2025 г.

В своём современном состоянии рынок образовательных услуг сложился за короткий по историческим меркам период, и можно говорить, что становление его ещё не окончено. «Именно в этой проблемной области по преимуществу происходит осмысление изменений образовательной парадигмы» [3].

Правовые, организационные и экономические основы образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. В действующей редакции закона — в целях устранения ассоциаций образовательной деятельности с коммерческими услугами с 2022 года — исключено понятие «образовательной услуги». Применение данного термина заменено в ФЗ на формулировку «реализация образовательной программы».

Современный рынок образования в России насчитывает сотни высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам высшего образования. Образовательный процесс в России обладает высокой притягательностью для абитуриентов, что делает его одним из ключевых факторов в стратегии развития высшего образования. В условиях конкурсной приемной кампании администрации вузов и профессорско-преподавательский состав активно работают над тем, чтобы привлечь абитуриентов, максимально соответствующих уровню сложности основных профессиональных образовательных программ. Это включает не только оценку их академической подготовки, но и склонности к будущей профессиональной деятельности. Особенность процесса заключается в том, что наибольшая активность и концентрация усилий наблюдаются именно в период краткосрочной приемной кампании. Это время, когда все ключевые решения принимаются с максимальной скоростью и ответственностью.

Выбор абитуриентом образовательного учреждения можно сравнить с выбором стратегии повышения вероятности достижения цели проекта, в котором задействованы соисполнители. Такой выбор напоминает процесс, описанный в методике интеллектуальной автоматизированной поддержки лиц, принимающих управленческие решения. В рамках этой методики лицо, принимающее решение, оценивает множество допустимых вариантов и выбирает оптимальный состав соисполнителей в рамках целевого сегмента [7]. В современных условиях в практике деятельности образовательных учреждений Интернет-сервисы и технологии представляются важной и в некоторых случаях уже неотъемлемой компонентой образовательного процесса в целом и — маркетинговой стратегии образовательного учреждения, в частности [3].

Для Цитирования:
Рыбакова Ольга Андреевна, Тренды интернет-маркетинга в области продвижения образовательных программ высших учебных заведений России. Ученый совет. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: