В быстро меняющемся мире, когда цифровизация шагает по всей планете, на высших учебных заведениях лежит огромная ответственность за проектирование профессионального будущего своих студентов. Какими будут профессии через 5–10 лет, какие компетенции и навыки потребуются выпускникам, как уловить все тренды эпохи цифровизации и перестроить образовательные программы в соответствии с вызовами времени, или даже опережая их? На эти вопросы должны найти ответы наши университеты, стремящиеся готовить конкурентоспособных выпускников.
В частности, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) на протяжении уже многих лет позиционирует себя как цифровой университет. Особой гордостью вуза является то, что его выпускники даже гуманитарных факультетов владеют основными цифровыми навыками. И сегодня это не просто конкурентное преимущество вуза, а жизненная необходимость. Здесь с участием работодателей создают и внедряют современные программы и уникальные образовательные технологии, тесно взаимодействуют с отечественными и зарубежными компаниями-работодателями, которые привлекают студентов к наукоёмким разработкам высокого уровня. Студентов учат работать в команде, быстро осваивать новые технологии и компетенции на межпредметном уровне.
Некоторые вузы считают, что для создания модели предпринимательского университета достаточно введения в образовательный процесс курса по предпринимательству. Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов уверен, что этого явно недостаточно. По его убеждению, в университете необходимо создавать полноценную систему взращивания проектных команд и предпринимателей. Для этого в вузе разработана собственная технология группового проектного обучения, подразумевающая объединение в команды и работу над конкретными предложенными бизнесом проектами.
Подобная практика достойна распространения на федеральном уровне. Именно в этом направлении необходимо совершенствовать вузовскую систему образования для подготовки кадров, способных сделать прорыв в эпоху цифровой экономики.