По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.33

Требования к цистернам для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

К. А. Кириллов канд. техн. наук, ООО «ПТИА-АВТО», Москва, Россия, E-mail: kirillov_kirill@inbox.ru

В статье описаны объекты проверки, влияющие на безопасность дорожного движения при оценке цистерн для перевозки опасных грузов. Сделаны выводы о наиболее информативных и эффективных средствах контроля. Обоснование оснащения построены на принципе минимально достаточного набора инструментов. Проведенный анализ — часть работы по созданию условий, исключающих профанацию процедуры оценки соответствия эксплуатируемых цистерн для перевозки опасных грузов. Выводы содержат предложения по дальнейшим путям действий отечественных изготовителей цистерн и оборудования для перевозки опасных грузов.

Литература:

1. Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ 2023) URL: https://unece.org/transport/standards/transport/dangerous-goods/adr-2023-agreement-concerning-international-carriage (дата обращения: 19.01.2024).

2. Информационная система «Техэксперт: 6 поколение» Интранет. URL: http://lab3.cntd.ru/kodeks01/ (дата обращения: 19.01.2024)

3. Стандартизация цистерн для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом / К.А. Кириллов, О.И. Гируцкий // Грузовик. — 2023. — №1. — С. 25-35. — DOI 10.36652/1684-1298-2023-1-25-35. — EDN DNXJUW. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50243773.

4. Испытания цистерн для перевозки жидких опасных грузов автомобильным транспортом / К.А. Кириллов // Грузовик. — 2023. — №4. — С. 35-41. — DOI 10.36652/1684-1298-2023-4-35-41. — EDN LRWZMQ. https://elibrary.ru/lrwzmq.

5. Прочность предохранительных дуг цистерн для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом / К.А. Кириллов // Грузовик. — 2023. — №8. — С. 31-35. — DOI 10.36652/1684-1298-2023-8-31-35. — EDN VXAONQ. https://elibrary.ru/item.asp?id=54523293.

6. Инспекция для инженерно-технических отраслей машиностроения, как способ оценки соответствия / К.А. Кириллов // Грузовик. — 2023. — №12. — С. 48-54. — DOI 10.36652/1684-1298-2023-12-48-54.

7. Риски завода-изготовителя цистерн для перевозки жидких опасных грузов автомобильным транспортом / К.А. Кириллов // Грузовик. — 2024. — №1. — С. 34-37. — DOI 10.36652/1684-1298-2024-1-34-37.

8. Проверка технического состояния цистерн для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в эксплуатации / К.А. Кириллов, О.И. Гируцкий // Грузовик. 2024. №3. С. 38-45. DOI: 10.36652/1684-1298-2024-3-38-45.

9. Становление гармонизированных требований для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом / К.А. Кириллов // Грузовик. 2024. № 5. С. 38-41. DOI: 10.36652/1684-1298-2024-5-38-41.

10. Современное оборудование для исследования, контроля и диагностики технического состояния колесных транспортных средств при внесении изменений в конструкцию на стадии эксплуатации / О.И. Гируцкий, К.А. Кириллов // Транспортные системы. — 2019. — №1(11). — С. 19-39. — DOI 10.46960/62045_2019_1_19. — EDN MNMSAX. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38166001.

Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Приложения «А» и «В» к ДОПОГ предусматривают процедуры оценки соответствия для цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов: официальное утверждение типа/модификация, первоначальные, периодические, промежуточные и внеплановые проверки, контроль изготовления и внутренней инспекционной службы, которые пока не в полном объеме отражены в Методическом порядке, подготовленным компетентным органом, а именно в Приказе Росстандарта №3222 от 20.12.2022 г., поэтому требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовых и технических актов необходимых для реализации положений ДОПОГ в России [1, 2].

В данной статье рассматривается вопрос о подготовке проекта перечня оснащения для испытаний, контроля, диагностики технического состояния и организации проверки экспериментальным методом в эксплуатации. Техническая сущность определяется соотношением применения различных методов неразрушающего контроля. В отличии от испытаний прототипа и первичных при опытах в эксплуатации недопустимо применять разрушающие виды испытаний в виду того, что объект проверки уникален и представлен в одном экземпляре при наличии технических нормативов и стандартов [3–9].

В связи с тем, что проверка немыслима без проведения испытаний по перечням контролируемых параметров с применением инструментов, возникает вопрос о составлении списка необходимого оборудования, то есть оснащения приборной базой. Как известно, для определения параметров безопасности при проведении инструментального контроля технического состояния при техническом осмотре, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте, при проведении экспертизы и испытания единичного транспортного средства, а также при внесении изменений в конструкцию в эксплуатации состоит из ряда контролируемых параметров подготовлен перечень оснащенности [10]. Данный перечень может быть дополнен специальным оборудованием, поэтому для начала определим требования к объекту контроля и определяемые характеристики при испытаниях цистерн для перевозки опасных грузов в эксплуатации: материал корпуса, конструкция (геометрия, параметры) корпуса, герметичность, вместимость, качество сварных швов; ударная вязкость материала и сварного соединения, крепление корпуса и его элементов, устойчивость корпуса к внешним нагрузкам, в том числе внутреннему давлению, устройства защиты корпуса, покрытие корпуса, заземляющее устройство, отверстия (включая люки-лазы) и затворы, предохранительные клапаны и устройства, защита устройств и оборудования, эксплуатационное оборудование и маркировка.

Для Цитирования:
К. А. Кириллов, Требования к цистернам для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала