На полях прошедшего в сентябре 2023 г. в Нью-Дели саммита «Большой двадцатки» (G20) был анонсирован новый транспортный коридор из Индии через Ближний Восток в Европу (IMEC). Его уже успели назвать альтернативой амбициозному китайскому проекту «Один пояс, один путь», что, по сути, открывает глобальную «гонку» или соревнование в сфере логистики и перевозки грузов.
Справедливости ради надо отметить, что эти транспортные коридоры пока во многом виртуальны и подобные заявления, скорее, ставят своей целью демонстрацию возможностей и амбициозных намерений растущих национальных экономик к глобальным инфраструктурным решениям. В настоящее время ни китайский проект, ни IMEC еще не играют сколько-нибудь заметного значения в мировой экономике, и говорить об их конкуренции, в принципе, преждевременно.
Вместе с тем данные инициативы не надо недооценивать. Скажу больше, разнообразие и большое число работающих транспортных коридоров являются благом для современной экономики, поскольку не только обеспечивают скорость доставки товаров, но и ускоряют оборот капитала. Именно развитая логистика является одним из базовых элементов современной глобальной экономики и ее признаком, отличающим современный этап международного экономического развития от всех предыдущих.
Добавлю, что идеи транспортных коридоров, конечно же, не новы. Если вспомнить древность, то на ум приходят «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь», а также отечественные аналоги — «Путь из варяг в греки», «Путь из варяг в арабы» и др. Напомню, что путешествие Колумба было по сути поиском нового (альтернативного) пути в Индию. Начало XX века тоже было ознаменовано появлением амбициозных логистических планов. Так, Великобритания как крупнейшая колониальная держава того времени планировала построить железную дорогу из Египта через Судан, Танганьику и другие в южноафриканские провинции. Железная дорога из Парижа в Константинополь (и далее через проливы — на Ближний Восток) вполне успешно функционировала и до Первой мировой войны, и между мировыми войнами, о чем нам, например, хорошо известно из романа Агаты Кристи «Убийство в "Восточном экспрессе"».
При всем этом только начало XXI века становится по-настоящему «золотым веком» логистики. Именно сейчас глобальность экономических отношений определяется скоростью и гарантированностью поставок сырья, энергоносителей, оборудования и комплектующих к месту производства и готовых изделий — покупателю.
Полицентризм (или полисубъектность) мировой политики и экономики состоит, в частности, в том, что в настоящее время сформировано и продолжает формироваться множество центров глобального экономического производства и геополитического влияния, разбросанных по самым разным уголкам планеты. Глобальный характер БРИКС с одиннадцатью членами данного объединения и перспективой присоединения в нему Алжира, Турции, Индонезии и других — тому наглядное подтверждение.
Россия, при том что участвует в ряде международных логистических проектов (в том же коридоре «Один пояс, один путь») как самая протяженная страна в мире, тоже имеет значительные предложения по развитию глобальных транспортных коридоров. Здесь можно вспомнить Северный морской путь, «Транссиб — Восточный полигон», а также проект «Север — Юг», связывающий порты Балтики через Каспийское море и Иран с Персидским заливом и др.
В целом евразийский характер нашей отечественной политики, экономики, культуры и мировоззрения говорит о том, что передвижения на громадные расстояния не просто не являются проблемой для российской действительности и нашего общего перспективного развития, но, более того, стали частью нашего естества и существенным признаком наших экономических отношений. Все интеграционные проекты Большого Евразийского пространства и Глобального Юга, безусловно, повышают политико-экономическую роль России.
Очевидно, что глобальные транспортные инициативы будут возникать и в обозримом будущем, что связано с растущей субъектностью Глобального Юга, то есть с возрастающей ролью экономических центров в Азии, Африке и Латинской Америке. И это хорошая новость для российской экономики, поскольку позволяет использовать наши различные конкурентные преимущества в глобальной экономической гонке.
На что здесь хотелось бы обратить внимание? В первую очередь на необходимость стратегического подхода к управлению нашей экономикой. Мы часто принимаем решения, в том числе в части развития инфраструктурных проектов, ориентируясь на текущую и часто «местечковую» ситуацию, не обращая внимания на глобальные политико-экономические тренды. Все наши международные логистические предложения, начиная с «Восточного полигона» и заканчивая проектом «Север — Юг», должны быть давно уже реализованы, ведь потребность в данных логистических решениях назревала не один год и даже не одно десятилетие.
Означает ли это, что наш поезд уже ушел? Однозначно — нет! Мир меняется постоянно, и потребность в логистических решениях будет только увеличиваться. На этот спрос надо иметь свои, в том числе глобальные, предложения с соответствующим уровнем глобального позиционирования и глобальных политико-экономических амбиций.