Специальность «неонатология» была одной из самых первых, ставшая применять перемещение пациентов между лечебными учреждениями. Импульсом для этого были такие причины, как улучшение результатов лечения пациентов и сохранение медицинских ресурсов. В 1900 г. в больнице Chicago Lying-In было разработано специальное оборудование для перевозки новорожденных. К 1950 г. Департамент здравоохранения Нью-Йорка создал новую транспортную систему для обслуживания сети больниц в комплекте с конкретным транспортным оборудованием, командами и центральным диспетчером. В период с 1950 по 1952 г. эта система переместила более 1200 пациентов [1].
Во многих районах Соединенных Штатов в течение 1960–1970-х гг. развивались региональные отделения интенсивной терапии новорожденных в результате как значительного прогресса в этой области, так и возрастающей трудности в лечении таких недоношенных пациентов. Эта децентрализация еще больше увеличила число перевозимых младенцев.
По мере увеличения размеров регионов потенциальные преимущества аэромобильной эвакуации (АЭ) по сравнению с традиционным наземным транспортом стали очевидными. Ранние сообщения об этом способе были обнадеживающими и включали 53 младенца, перевозившихся крупными военными самолетами (1969–1970 гг.) и 101 младенец, перемещаемый вертолетами и малыми самолетами с 1972 по 1973 г.
Преимущества транспортировки новорожденных в крупные региональные отделения интенсивной терапии быстро стали очевидными и для других педиатров. Дальнейшее развитие региональных педиатрических центров травмы, диализа и трансплантологии еще больше увеличило потребность в межгоспитальном транспорте детей. Американская академия педиатрии опубликовала принципы перевозки как для воздушного, так и наземного транспорта в 1986 г. с последующими пересмотрами в 1993 и 2000 гг. Кроме того, в настоящее время многие учебники по неонатологии, интенсивной терапии и педиатрической неотложной медицине содержат главы о наземной и воздушной транспортировке детей [5–7].