Вопросы подъема Александровской колонны, приведенные в работах [1–4], имеющие описательный подход, иногда включают сомнения о возможности обработки большого гранитного массива без использования механического оборудования. Однако знакомство с методами ручной обработки камня, представленные в работах [5–7], пожалуй, должно убедить читателя в бесконечных возможностях человека с зубилом и молотком, особенно если к ним добавить упорство, смекалку и изобретательность русского человека. Кроме того, следует вспомнить несколько забытое, но весьма уважаемое слово — мастер.
Например, над паркетами в середине XVIII–XIX вв. работали краснодеревщики из крепостных или вольнонаемных людей, безусловно по указаниям архитекторов. Это мастерство передавалось из поколения в поколение. Большинство полов, изумительной красоты, в петербургских дворцах набиралось охтенскими плотниками (рис. 1). Вся работа над паркетами производилась исключительно ручным способом при помощи инструментов: шерхебелей, цынубелей, зынзубелей, рубанков, фуганков, долот: круглых, средних, малых, дольных, резаков, рашпилей, пил, ножовок и троегранок, пил с половины круглых и топоров олонецких [8, 9]. Массовое производство паркетных щитов стало применяться со времени изобретения в 1870 г. специальной машины.
Заключительный вопрос относительно обработки камня — какой инструмент необходим для того, чтобы расколоть алмаз? Зубило и молоток, а шлифуется алмаз алмазным порошком, следовательно, гранитная колонна шлифовалась гранитным порошком после чистовой обработки в заданный размер по шаблонам.
Этап 3 — перемещение постамента и колонны к центру Дворцовой площади. Камень для пьедестала массой 400 т был выгружен на берег при помощи 10 кабестанов, перемещение происходило по деревянному настилу (рис. 2а). Принимая наибольшее значение коэффициента трения пары — гранит-дерево, равным μс = 0,5, получаем необходимое усилие для перемещения:
Fс = m × g × μс = 400 × 9,81 × 0,5 ≈ 2000 кН.