По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341.1/8

Трансграничная защита прав потребителей — стандарт для России

Гирич Мария Георгиевна лаборант-исследователь, ФГБОУ высшего образования, «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ», 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а. E-mail: girichmari@mail.com
Левашенко Антонина Давидовна старший научный сотрудник, руководитель, Российский центр компетенций и анализа стандартов, ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ, 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1. E-mail: antonina.lev@gmail.com

В связи с развитием международной торговли, особенно в сети Интернет, растет необходимость сотрудничества между органами по защите прав потребителей на национальном и международном уровне. ОЭСР помогает странам скооперироваться для создания национальных и международных систем по борьбе с трансграничной мошеннической и обманной коммерческой практикой за счет внедрения систем уведомления, обмена информацией и оказания помощи в проведении расследований. Данные меры помогают защитить национальных потребителей от отечественных и национальных предприятий, занимающихся мошеннической и обманной коммерческой практикой.

Литература:

1. Договор о ЕАЭС, подписан в г. Астане 29.05.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212769&fld=134&dst=100014,0&r.nd=0.49873736810168356#05526295264561323.

2. A Report to the Attorney General of the United States and the Solicitor General of Canada «Mass-Marketing Fraud», May 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.justice.gov/archive/opa/pr/2003/May/remmffinal.pdf.

3. European Commission — Press release, Car rental companies improve treatment of consumers, Brussels, 19 January 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-86_en.htm.

4. OECD Guidelines for protecting consumers from fraudulent and deceptive commercial practices across borders, 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/ieconomy/37125909.pdf.

5. Regulation (EC) No 2006/2004 of 27 October 2004 on cooperation between national authorities responsible for the enforcement of consumer protection laws [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex:32004R2006.

6. Technical note No.3 UN edited TN/UNCTAD/ICT4D/03, OCTOBER 2015, «International Trade in ICT Services and ICT-enabled Services» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tn_unctad_ict4d03_en.pdf.

ОЭСР одна из первых организаций, которая вот уже 50 лет формирует стандарты защиты прав потребителей, в том числе в сфере электронной коммерции. Россия не член ОЭСР, однако стремится соблюдать рекомендации, которые признаются большинством стран.

Развитие международной торговли, информационных технологий предоставляет потребителям доступ к новым продуктам, а бизнесу — к мировой клиентской базе. Вместе с тем наблюдается рост трансграничного мошенничества. Поэтому в июне 2003 г. ОЭСР приняла Рекомендацию по защите потребителей от мошеннической и вводящей в заблуждение коммерческой практики через границы (далее — Рекомендация). Рекомендация содержит Руководящие принципы по защите потребителей, направленные на: 1) создание национальной системы по борьбе с трансграничной мошеннической и обманной коммерческой практикой; 2) повышение эффективности борьбы за счет внедрения систем уведомления, обмена информацией и помощи в проведении расследований; 3) защиту отечественных потребителей от иностранного бизнеса, занимающегося мошеннической и обманной коммерческой практикой; 4) рассмотрение вопроса эффективного возмещения ущерба пострадавшим потребителям [4].

В ноябре 2017 г. на последнем заседании Комитета по потребительской политике ОЭСР при участии России обсуждался вопрос обновления и пересмотра Рекомендации 2003 г. Это связано с проблемами, с которыми столкнулись страны, в том числе Россия, при реализации стандартов Рекомендации. Остановимся на каждой из них.

Одним из стандартов Рекомендации является необходимость внутреннего взаимодействия между государственными органами для защиты прав потребителей (п. III Приложения к Рекомендации 2003 г.). [4]

Сейчас, например, в Аргентине разработали онлайн-сервис, через который потребители могут подавать жалобы, в частности, на онлайн-платформы. За январь — сентябрь 2017 г. было получено около 40 тыс. жалоб. К базе данных имеют доступ все правоохранительные органы, осуществляющие защиту прав потребителей.

Для Цитирования:
Гирич Мария Георгиевна, Левашенко Антонина Давидовна, Трансграничная защита прав потребителей — стандарт для России. Международная экономика. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: