Дистанционный формат получения образования — это не принципиально новый метод получения знаний. В научной литературе выделяют четыре этапа становления дистанта в зависимости от носителя передачи информации. Первый этап связан с появлением письменности. Следующий этап обусловлен возникновением книгопечатания. Третий период выделяют в связи с появлением электричества, телефона, радио и телевидения. И, наконец, четвертый связан с развитием компьютерных технологий.
Специалисты Высшей школы экономики выделяют три этапа российской цифровизации образования. Первый этап (середина 1980-х — начало 1990-х гг.) связан с появлением компьютеров в вузах и развитием компьютерной грамотности, так как компьютеры в это время еще были новинкой.
Второй этап (середина 2000-х гг. — 2018 г.) характеризуется внедрением информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс, использование этих технологий на занятиях как по информатике, так и по другим дисциплинам.
До пандемии дистанционное образование демонстрировало скромный, но устойчивый рост. В начале 2020 г. система образования во всем мире и в России стремительно вошла в дистанционный формат, реализация которого осуществлялась на различных электронно-образовательных системах, что позволило интенсифицировать цифровую трансформацию образования. В исследовании Борзовой Т.А. выделены особенности перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение в период пандемии:
1. Новый формат обучения был внедрен в сжатые сроки и одновременно на всей территории России;
2. Подготовительный и тестовый этап не был проведен;
3. Дистанционный формат был распространен на все уровни функционирования образовательной системы РФ [1].
Предполагается, что к 2025 г. мировой рынок онлайн-обучения составит 350 млрд долл. против 18,7 млрд долл. в 2019 г., то есть до начала вынужденных ограничений [7]. Объективные причины, связанные с необходимостью домашнего обучения, резко ускорили развитие всей индустрии онлайн-обучения. В условиях цифровизации обучения на этапе очередной смены технологического уклада изменяется и сама модель экономики, социальной жизни, организации бизнеса и организации образовательного процесса в вузах.