По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/nik-02-2305-04

Трансформация высшего образования на основе дистанционных образовательных технологий

Подсветова Татьяна Валентиновна кандидат технических наук, доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета, 111395, Российская федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: tvpodsvetova@mail.ru, ORCID 0009-0008-0055-662X

В статье исследуются преимущества и недостатки дистанционного обучения, анализируются мнения руководителей высших учебных заведений по этому вопросу. Автор показывает: в научной литературе, на форумах, в прессе активно обсуждаются проблемы получения дистанционного образования, так как цифровое образование вытесняет аналоговое, меняется вся образовательная парадигма с учетом выхода России из Болонского процесса. Дистанционный формат обучения начал активно внедряться в российских вузах в начале 2020 г. в связи с ковидными ограничениями. Первым сменил формат работы Санкт-Петербургский государственный университет и перешел на дистанционное обучение. За ним последовали и другие вузы страны. В статье рассматриваются процессы трансформации образовательного процесса в вузах страны.

Литература:

1. Борзова Т.А. Уроки пандемии: цифровая трансформация высшего образования в формате удаленного обучения // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС, 2021. — №3. — С. 195–207. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka. ru/article/n/uroki-pandemii-tsifrovaya-transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-vformate-udalennogo-obucheniya (дата обращения 19.03.2023)

2. Клейменова Е.В. Технология вариативного обучения студентов вуза в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования, 2019. — № 2. — С. 32–34. [Электронный ресурс] URL: http://www. vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2019/02/2019-02-06.pdf (дата обращения 16.03.2023)

3. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-plyusahi-minusah-tsifrovizatsii-sovremennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения 10.03.2023)

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/#review (дата обращения 14.03.2023)

5. Уроки «стресс-теста», вузы в условиях пандемии (2020). Аналитический доклад Минобрнауки. — 52 с. [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/ file/d/1GMcBIoP8ITzE_WDVh4nFksX6lceotZY3/view (дата обращения 15.03.2023)

6. Цифровая экономика Российской Федерации // Паспорт национальной программы. Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/urK Hm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения 10.03.2023)

7. Шляпников В.В. Эволюция дистанционного образования в условиях пандемии // Вестник Омского государственного педагогического университета, Гуманитарные исследования, 2021. — № 2 (31). — С. 205–208. [Электронный ресурс] URL: https://vestnik-omgpu.ru/volume/2021-2-31/vestnik_2(31)2021_205-208.pdf (дата обращения 11.03.2023)

1. Borzova T.A. Uroki pandemii: tsifrovaya transformatsiya vysshego obrazovaniya v formate udalennogo obucheniya // Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik VGUES, 2021. — №3. — S. 195–207. [Elektronnyy resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ uroki-pandemii-tsifrovaya-transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-formateudalennogo-obucheniya (data obrashcheniya 19.03.2023)

2. Kleymenova Ye.V. Tekhnologiya variativnogo obucheniya studentov vuza v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel'noy sredy // Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, 2019. — № 2. — S. 32–34. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.vestnik. vsu.ru/pdf/educ/2019/02/2019-02-06.pdf (data obrashcheniya 16.03.2023)

3. Molchanova Ye.V. O plyusakh i minusakh tsifrovizatsii sovremennogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-plyusah-i-minusahtsifrovizatsii-sovremennogo-obrazovaniya/viewer (data obrashcheniya 10.03.2023)

4. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 21 dekabrya 2021g. № 3759r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti tsifrovoy transformatsii nauki i vysshego obrazovaniya» [Elektronnyy resurs] URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403203308/#review (data obrashcheniya 14.03.2023)

5. Uroki «stress-testa», vuzy v usloviyakh pandemii (2020). Analiticheskiy doklad Minobrnauki. — 52 s. [Elektronnyy resurs] URL: https://drive.google.com/file/ d/1GMcBIoP8ITzE_WDVh4nFksX6lceotZY3/view (data obrashcheniya 15.03.2023)

6. Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii // Pasport natsional'noy programmy. Utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proyektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16). [Elektronnyy resurs] URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTP PnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (data obrashcheniya 10.03.2023)

7. Shlyapnikov V.V. Evolyutsiya distantsionnogo obrazovaniya v usloviyakh pandemii // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Gumanitarnyye issledovaniya, 2021. — № 2 (31). — S. 205–208. [Elektronnyy resurs] URL: https://vestnik-omgpu.ru/volume/2021-2-31/vestnik_2(31)2021_205-208.pdf (data obrashcheniya 11.03.2023)

Дистанционный формат получения образования — это не принципиально новый метод получения знаний. В научной литературе выделяют четыре этапа становления дистанта в зависимости от носителя передачи информации. Первый этап связан с появлением письменности. Следующий этап обусловлен возникновением книгопечатания. Третий период выделяют в связи с появлением электричества, телефона, радио и телевидения. И, наконец, четвертый связан с развитием компьютерных технологий.

Специалисты Высшей школы экономики выделяют три этапа российской цифровизации образования. Первый этап (середина 1980-х — начало 1990-х гг.) связан с появлением компьютеров в вузах и развитием компьютерной грамотности, так как компьютеры в это время еще были новинкой.

Второй этап (середина 2000-х гг. — 2018 г.) характеризуется внедрением информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс, использование этих технологий на занятиях как по информатике, так и по другим дисциплинам.

До пандемии дистанционное образование демонстрировало скромный, но устойчивый рост. В начале 2020 г. система образования во всем мире и в России стремительно вошла в дистанционный формат, реализация которого осуществлялась на различных электронно-образовательных системах, что позволило интенсифицировать цифровую трансформацию образования. В исследовании Борзовой Т.А. выделены особенности перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение в период пандемии:

1. Новый формат обучения был внедрен в сжатые сроки и одновременно на всей территории России;

2. Подготовительный и тестовый этап не был проведен;

3. Дистанционный формат был распространен на все уровни функционирования образовательной системы РФ [1].

Предполагается, что к 2025 г. мировой рынок онлайн-обучения составит 350 млрд долл. против 18,7 млрд долл. в 2019 г., то есть до начала вынужденных ограничений [7]. Объективные причины, связанные с необходимостью домашнего обучения, резко ускорили развитие всей индустрии онлайн-обучения. В условиях цифровизации обучения на этапе очередной смены технологического уклада изменяется и сама модель экономики, социальной жизни, организации бизнеса и организации образовательного процесса в вузах.

Для Цитирования:
Подсветова Татьяна Валентиновна, Трансформация высшего образования на основе дистанционных образовательных технологий. Ученый совет. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: