Одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых в контексте трудоустройства выпускников вузов, является формирование ими осознанного ценностного выбора дальнейшей профессиональной деятельности. Главным субъектом, оказывающим влияние на процесс включенности молодежи в трудовую деятельность является государство. Так, в числе приоритетных направлений государственной программы «Цифровая экономика РФ» определена задача по совершенствованию системы профессионального образования [1]. На регулярной основе через портал «Работа в России» осуществляется мониторинг трудоустройства выпускников. На площадке образовательного центра «Сириус» реализуется программа наставничества, которая позволяет лучшим студентам получить работу [2].
Ключевое место в разрезе социальной политики государства отводится созданию мировоззренческой позиции у молодежи, формированию трудовых ценностей. О важности возрождения и укрепления ценностей говорится в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Приоритеты системы образования в сфере подготовки молодежи закреплены в документах: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
При оценке профильного трудоустройства выпускников зачастую эксперты ограничиваются оценкой востребованных вакансий, объемами подготовки молодых специалистов. Заметим, что вопросы по трудоустройству выпускников вузов, находятся в фокусе Международной организации труда (МОТ). Данной организацией был разработан ряд рекомендаций, направленных на улучшение их интеграции на рынок труда и повышение уровня занятости [3].
Очевидно, что в текущих социально-экономических условиях потребность в непрерывном повышении профессионального мастерства и квалификационного уровня молодого специалиста существенно возрастает. Аналогично увеличиваются требования к его профессиональной подготовке, а также к созданию более эффективной системы поддержки выпускников вузов в их стремлении найти работу по специальности.