По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.53

Трансформация ценностных ориентаций современного поколения выпускников вузов

С.Ю. Иванов д. с. н., проф., зав. кафедрой теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет
Д.В. Иванова к. с. н., доцент, доцент кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет
В.А. Чвякин д. ф. н., профессор кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет

В данной работе изучаются вопросы формирования ценностных смыслов современного поколения молодежи. В фокусе исследования современное поколение выпускников вузов, выходящих на рынок труда. Особое внимание обращается на сбалансированное согласование спроса на выпускников вузов и их предложение. Устанавливается связь этого процесса с ценностным выбором молодого поколения с учетом требований современной системы высшего образования. Обсуждаются возможности учета структурных характеристик адаптации выпускников вуза в контексте осуществляемого ими профессионального выбора. При принятии решения о месте работы выпускники делают упор на потребности в достижении и получении определенных результатов, а также на определенный рационализм при определении получаемых доходов и минимизации возможных убытков. Ценностные ориентации современного поколения выпускников во многом связаны с тем, что реализация запланированного зависит от их уверенности в себе. Определяются ценностные составляющие успешного трудоустройства выпускников, а также роль социальных партнеров по обеспечению согласованного спроса и предложения выпускников вузов.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации». — URL: base.garant.ru/71734878

2. Заруцкова В.М. Трудоустройство и содействие занятости выпускников вузов и СПО в условиях пандемии и трансформации рынка труда. — URL: https://apni.ru/ article/5356-trudoustrojstvo-i-sodejstviezanyatosti-vipus?ysclid=m5mq5oelqa215328548

3. Рекомендации Международной организации труда от 16 июня 2023 г. № 208 о качественных программах ученичества. — URL: https://base.garant. ru/408873459/?ysc lid=m5mpkobk3u734975385

4. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова. — М.: РАН ИСПИ. — С. 871.

5. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1996.

6. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением: докл. на VII Междунар. конф. в г. Варна «Личность и ее ценностные ориентации» // Информационный бюллетень. — 1970. — № 40.

7. Зомбарт В. Социология / пер. с нем. И.Д. Маркусона. — М.: УРСС, 2003.

8. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.

9. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — 336 с.

10. Капезина Т.Т. Исследование ценностных ориентаций у студентов старших и младших курсов. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanietsennostnyhorientatsiy-u-studentovmladshih-istarshih-kursov/viewer

11. Павлюченко С.З. Ценностные ориентации выпускников педагогического вуза на будущую профессиональную деятельность в условиях модернизации Российского образования. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsennostnyeorientatsiivypusknik ov-pedagogicheskogo-vuza-na-buduschuyuprofessionalnuyu-deyatelnost-v-usloviyahmodernizatsii

12. Эренбург Р.Дж., Смит С.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. — М., 1996. — С. 353.

13. Восемь из десяти браков распалось. В чем причина? — URL: https: https://www. rbc.ru/life/news/ 6762c5149a79475fb2fd64b7

14. Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей / под ред. В. Вахштайна. — М., 2006.

15. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы и мифы / отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеев Е.Ш. — М., 2003. — С. 186.

16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.

17. Уорд Л.Ф. Очерки социологии: Пер с англ. Изд. 2-у. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

18. Гюйо Ж.М. Воспитание и наследственность: Социологическое исследование. Пер. с фр. Изд. 2-е, испр. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.

Одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых в контексте трудоустройства выпускников вузов, является формирование ими осознанного ценностного выбора дальнейшей профессиональной деятельности. Главным субъектом, оказывающим влияние на процесс включенности молодежи в трудовую деятельность является государство. Так, в числе приоритетных направлений государственной программы «Цифровая экономика РФ» определена задача по совершенствованию системы профессионального образования [1]. На регулярной основе через портал «Работа в России» осуществляется мониторинг трудоустройства выпускников. На площадке образовательного центра «Сириус» реализуется программа наставничества, которая позволяет лучшим студентам получить работу [2].

Ключевое место в разрезе социальной политики государства отводится созданию мировоззренческой позиции у молодежи, формированию трудовых ценностей. О важности возрождения и укрепления ценностей говорится в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Приоритеты системы образования в сфере подготовки молодежи закреплены в документах: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

При оценке профильного трудоустройства выпускников зачастую эксперты ограничиваются оценкой востребованных вакансий, объемами подготовки молодых специалистов. Заметим, что вопросы по трудоустройству выпускников вузов, находятся в фокусе Международной организации труда (МОТ). Данной организацией был разработан ряд рекомендаций, направленных на улучшение их интеграции на рынок труда и повышение уровня занятости [3].

Очевидно, что в текущих социально-экономических условиях потребность в непрерывном повышении профессионального мастерства и квалификационного уровня молодого специалиста существенно возрастает. Аналогично увеличиваются требования к его профессиональной подготовке, а также к созданию более эффективной системы поддержки выпускников вузов в их стремлении найти работу по специальности.

Для Цитирования:
С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова, В.А. Чвякин, Трансформация ценностных ориентаций современного поколения выпускников вузов. Юрист ВУЗа. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: