По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.104

Трансформация социально-трудовых отношений на предприятиях ОАО «РЖД»

Е. Ю. Легчилина канд. экон. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, e-mail: legcelena@yandex.ru

Настоящая статья посвящена вопросам трансформации социально-трудовых отношений на предприятиях железнодорожного транспорта на основе методологии синергетического и аксиологического подходов. При написании статьи применялись общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение). Рассмотрено авторское видение процесса трансформации системы социально-трудовых отношений.

Литература:

1. Корпоративные социальные отчеты ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5085.

2. Лапидус Б.М. Проблемы и задачи повышения производительности труда в ОАО «РЖД» / Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». — 2016. — №3. — С. 1–17.

3. Шеремет Н.М. Измерение трудовых ресурсов и трудового потенциала // Экономика железных дорог. — 2016. — №4. — С. 71–77.

4. Легчилина Е.Ю. Трансформация социально-трудовых отношений на этапах жизненного цикла экономических систем // Фундаментальные исследования. — 2017. — №10–3. — С. 600–604.

5. Максименко А.А. Основы аксиологической концепции менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 2010. — №2. — С. 27–35.

6. Тахтаджяп Л.Л. Principiu lectologica. Принципы организации и трансформации сложных систем: эволюционный подход. — СПб.: СПХФА, 2001. — 121 с.

Современные российские железные дороги составляют около 2% в ВВП страны, 85% в грузообороте всех видов транспорта, 30% в пассажирообороте [1]. С 2001 года в компании проводится структурная реформа предприятий железнодорожного транспорта и многочисленные организационные изменения, в рамках которых реализуется задача по построению системы корпоративного управления холдингом.

В результате преобразований за последние 8 лет численность персонала ОАО «РЖД» снизилась более чем на 390 тыс. чел. (таблица). Сокращение численности персонала происходило в основном за счет перевода работников в созданные организации, а также за счет применения технологий аутсорсинга (аутстаффинга) и автоматизации производственного процесса.

С одной стороны, это объективный процесс, основанный на технологическом детерминизме, с другой стороны — данная тенденция связана с негативными экономическими явлениями в компании. Так, в условиях жесткого ограничения расходов с целью их сокращения и повышения доходов в компании реализуется программа оптимизации численности персонала, при изменении подходов к оптимизации численности работников. Общая численность работников компании по состоянию на 2016 год составила 774 тыс. чел. [1].

В настоящее время темпы роста заработной платы значительно ниже темпов роста производительности труда (рис. 1) [2], расходы компании жестко ограничены.

Проводимые холдингом преобразования были направлены на повышение эффективности деятельности холдинга и оптимизацию издержек, а также на повышение качества услуг предоставляемых компанией и производительности труда. На сегодня многие из этих задач не решены. Так, например, создание новых предприятий привело к дополнительному согласованию договоров, условий перевозки, подачи/уборки вагонов, заполнения документов, не предусмотренных тарифами, что привело к механизму длительных, многоступенчатых согласований, росту бюрократии, что не соответствует современным требованиям рынка услуг. По данным экспертного исследования, проведенного на ряде подразделений Западно-Сибирской железной дороги, одна из серьезных проблем в условиях реформирования — это сопротивление персонала. Работники не заинтересованы работать по-другому. Следует отметить, что и сами руководители подразделений «позволяют» реализовывать изменения, не понимая целей реформ и своей роли в управлении изменениями. Исследования показали недооценку роли системы социально-трудовых отношений (СТО) при реализации реформ и организационных изменений.

Для Цитирования:
Е. Ю. Легчилина, Трансформация социально-трудовых отношений на предприятиях ОАО «РЖД». Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: