По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Трансформация систем стимулирования руководителей телекоммуникационных корпораций (российский опыт)

Беляев Ю.К. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: yuri.belyaev@mail.ru
Вахрамеева С.Д. студент факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: oveme@rambler.ru
Колбаско Н.С. студент факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, nataliekol97@gmail.com

В статье раскрывается значимость системы вознаграждения топ-менеджмента как важного инструмента эффективного корпоративного управления для российских телекоммуникационных компаний в современных условиях. Выявлена связь между эффективной системой мотивации и стимулирования высшего менеджмента компании и долгосрочным успехом ее деятельности. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что в двух ведущих телекоммуникационных компаниях отсутствует нормативная база, относительно которой выплачивается соответствующее вознаграждение топ-менеджерам. Кроме того, было установлено отсутствие единого документа, отражающего всю систему вознаграждения членов Правления и ключевых руководящих работников с детальным раскрытием информации по всем видам вознаграждения.

Литература:

1. О Кодексе корпоративного управления. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06–52/2463 // Вестник Банка России. — 18.04.2014. — № 40.

2. Корпоративное управление. — Ижевск: ИЭиУ УдГУ, 2012. — 164 с.

3. Официальный сайт «МТС» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moskva.mts.ru/personal (дата обращения: 15.01.2019).

4. Серьгина Е. МТС увеличила выплаты правлению в прошлом году почти на 40% // Ведомости. — 1999–2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articl es/2018/10/31/785243-roskosmos-soyuza (дата обращения: 15.01.2019).

5. Официальный сайт «Мегафон» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moscow.megafon.ru/ (дата обращения: 15.01.2019).

6. О рекомендациях по раскрытию в годовом отчете публичного акционерного общества информации о вознаграждении членов Совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников публичного акционерного общества. Письмо Банка России от 11.12.2017 № ИН-06-28/57 // Вестник Банка России. — 18.12.2017. — № 108.

7. Корпоративный менеджмент / Анохина М. Е., Баринов В.А., Беляев Ю.К. и др. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. — 140 с.

В связи с нестабильной экономической ситуацией и стремительным повышением конкуренции на российском рынке многие корпорации на практике убедились, что их развитие и успех невозможны без глубокой заинтересованности высшего менеджмента в результатах своей работы. Вопросы мотивации, анализ инструментов вознаграждения менеджмента, в частности, напрямую влияют не только на производительность труда, но и на результаты компании в целом. В этом и состоит актуальность проблемы вознаграждения топ-менеджмента корпорации в современных условиях.

Вознаграждение менеджмента представляет собой важный инструмент эффективного корпоративного управления, одной из главных задач которого является обеспечение баланса функций и интересов собственников и топ-менеджеров. Сложность разработки адекватного механизма оценки и вознаграждения заключается в том, что на него влияет большое количество факторов, в том числе характерная для корпорации острота агентской проблемы [1].

Как показывает практика, в России многие компании еще не осознали значимость данного инструмента для эффективного управления компанией. Существующая в российских компаниях практика оценки и вознаграждения топ-менеджеров далеко не всегда позволяет целенаправленно сконцентрировать усилия исполнительных органов на реализацию долгосрочных задач развития бизнеса в интересах его собственников, а также других стейкхолдеров. Очевидно, что высший менеджмент компании играет одну из ключевых ролей в развитии бизнеса и росте его капитализации. От того, насколько эффективна система мотивации и стимулирования высшего менеджмента компании, во многом зависит долгосрочный успех ее деятельности.

В теории для решения проблемы формирования вознаграждения и стимулирования менеджмента выделяют три основных подхода. Традиционный подход основан на установлении определенного уровня денежного вознаграждения в зависимости от квалификации, опыта, должности и обязанностей руководителя. Второй подход ориентирован на результат и подразумевает мотивацию менеджера на достижение целей и результатов, выгодных собственнику. И третий подход ориентирован на стоимость бизнеса. Одни исследователи предлагают привязать вознаграждение менеджеров к результатам деятельности компании. Другие — наоборот, отстаивают мнение о том, что управленцам стоит увеличить долю стимулирующего вознаграждения в форме акций и опционов в общем вознаграждении. В любом случае, вознаграждение должно побудить топ-менеджеров действовать в интересах собственников и максимизировать стоимость компании [2].

Для Цитирования:
Беляев Ю.К., Вахрамеева С.Д., Колбаско Н.С., Трансформация систем стимулирования руководителей телекоммуникационных корпораций (российский опыт). Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: