Статья поступила 12.10.2025
Статья подписана в печать 23.10.2025
Статья поступила 12.10.2025
Статья подписана в печать 23.10.2025
Современный Китай переживает период глубоких социальных преобразований, которые кардинальным образом меняют традиционные модели семейного воспитания. Ускоренная урбанизация, распространение цифровых технологий и либерализация демографической политики создают принципиально новые условия для формирования подрастающего поколения. Эти изменения требуют переосмысления вековых традиций конфуцианского воспитания и поиска новых подходов к семейной педагогике.
Одним из наиболее заметных феноменов последнего десятилетия стало появление так называемых «родителей-вертолетов» — гиперопекающих матерей и отцов, которые стремятся тотально контролировать жизнь своих детей [2‑4]. Это явление особенно распространено в среднем классе крупных городов, где конкуренция за качественное образование достигает крайних форм. Родители готовы инвестировать огромные средства в дополнительные занятия, нанимать репетиторов по всем предметам и буквально «жить» школьной жизнью своих детей. Психологи отмечают, что такая модель воспитания часто приводит к эмоциональному выгоранию как родителей, так и детей, лишенных возможности развивать самостоятельность [19, с. 310].
Парадоксальным образом эта гиперопека сочетается с другим современным явлением — «воспитанием бабушками». В условиях, когда оба родителя вынуждены много работать, основная нагрузка по уходу за ребенком часто ложится на представителей старшего поколения. По данным исследований, около 70% городских семей в Китае в той или иной степени зависят от помощи бабушек и дедушек в воспитании детей [6, 7, 55, с. 174].
Это создает уникальную ситуацию межпоколенческого взаимодействия, когда традиционные методы воспитания сталкиваются с современными педагогическими концепциями, что нередко становится источником семейных конфликтов.