В современном обществе автомобиль является не просто продуктом, а элементом целой системы институтов, инфраструктур, моделей поведения и ценностей [1]. Система автомобильности определяется исследователями сегодня не просто как способ передвижения, а как образ жизни [2]. Автомобиль как объект индивидуального потребления обеспечивает своему владельцу/пользователю социальный статус через систему знаковых ценностей (скорость, безопасность, карьерный успех, свобода, мужественность) [3]. Автомобиль как объект и результат производства представляет мощный производственный комплекс, связанный с другими отраслями промышленности [4]. Автомобиль является преобладающей глобальной формой индивидуальной мобильности, которая определяет то, как люди воспринимают возможности и ограничения современной жизни [5]. Вокруг автомобиля сформировалась культура, которая формирует литературные и художественные образы и символы [6].
Под влиянием технологических, социальных, экономических и экологических изменений меняется роль и место автомобилей в современной городской среде, трансформируется и восприятие самого продукта — автомобиля. Целью данной статьи является рассмотрение основных направлений этой трансформации в рамках формирования современной концепции автомобильности как услуги.
Продуктом автопроизводителей традиционно являлся сам автомобиль, в котором объединены физические, функциональные и символические характеристики. В современной экосистеме автопроизводителей произошли изменения по нескольким направлениям, связанным с продуктом:
• изменения функциональных характеристик продукта;
• изменения в восприятии символических характеристик продукта;
• внедрение принципиальных инноваций, меняющих способ использования продукта;
• изменение роли и доли физического продукта в ожидаемой потребительской ценности.
Изменения в функциях продукта связаны с его целевым использованием: для личного пользования, для совместного пользования (в системах каршеринга или карпулинга) или в системе такси (car-hailing). Для личного пользования продукт может подбираться под индивидуальные особенности и потребности владельца (для использования в городе или в сельской местности, для семьи или одного пользователя, для коротких или дальних поездок, для ежедневного использования или для использования время от времени и т. п.). Именно на производство таких продуктов ориентирована современная система автопроизводителя, где существуют и бренды для разных потребностей и особенностей использования, и модели в рамках одного бренда.