По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:341.231.14

Трансформация поведенческой модели советских нонконформистов в петиционных кампаниях 1960-70-х годов

Серебрякова Елена Геннадьевна ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Россия, 394018, Воронеж, Университетская пл., 1, e-mail: Serebrjakova@phihsy.vsu.ru

Автор исследует трансформацию поведенческих моделей советских нонконформистов 1960–70-х гг., реализованных в социальной практике и определивших риторику писем правительству, которые сопровождали суды над инакомыслящими. Поведенческие модели «защитник» и «правозащитник» названы основными. Выявлены различия мировоззренческих оснований, тактики поведения и риторических приемов адресантов писем правительству, сделан вывод, что смена поведенческой парадигмы сопровождалась трансформациями в системе ценностей, поведенческой тактике и самоидентификации нонконформистов.

Литература:

1. Белая книга о деле Синявского и Даниэля / Сост. А. Гинзбург. — М., 1966; Франкфурт-на-Майне: Посев, 1967. — 430 с.

2. Орлова Р. Фрида Вигдорова // Воспоминания о непрошедшем времени. — М.: Слово, 1993. — С. 278–325.

3. Процесс четырех: Сборник материалов по делу Галанскова, Гинзбурга, Добровольского и Лашковой / Сост. и коммент. П. Литвинов. — Амстердам: Фонд имени Герцена, 1971. — 634 с.

4. Пятое декабря 1965 года: В воспоминаниях участников событий, материалах Самиздата, документах партийных и комсомольских организаций и в записках КГБ в ЦК КПСС / Под ред. А. Даниэля и А. Рогинского. Москва: НИПЦ Мемориал, 1995. — 95 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.memo.ru/history/diss/books/5dec/ (Дата обращения 11.04.2019).

5. Fitzpatrick Sh. Everyday Stalinism Ordinary Life in Extraordinary Times: Soviet Russia in the 1930s. — New York: Oxford: Oxford University Press, 1999. — 276 p.

6. Чуковская Л. Памяти Фриды // Соч.: В 2 т. — М.: Гудьял-Пресс, 2000. — Т. 1. — С. 357–429.

7. Чуковский К. Дневник. 1901–1969: в 2 т. — М.: ОЛМА-ПРЕСС: Звездный мир, 2003. — Т. 2. — 671 с.

Статья поступила 30.04.2019 г.

Письма в адрес правительства являлись важным элементом взаимодействия общества и государства на протяжении всей советской истории. По наблюдению Ш. Фицпатрик, рядовые граждане, как и представители власти, воспринимали эпистолярные обращения к руководителям страны как «демократическую практику, сближающую граждан со своим правительством» [5. Р. 177]. При этом риторика посланий, образ коллективного автора писем правительству и поведенческая модель, реализованные в ходе петиционных кампаний разных лет, претерпевали трансформации.

В качестве объекта данного исследования взяты эпистолярные материалы по трем юридическим эпизодам: «делу Бродского» (1964), суду над А. Синявским и Ю. Даниэлем (1966), «процессу четырех» — над А. Гинзбургом, Ю. Галансковым, В. Лашковой и А. Добровольским (1968). Анализ корпуса текстов позволит не только оценить характер взаимоотношений общества и власти, выявить различные поведенческие стратегии каждой из сторон и модели социального поведения, признанные защитниками осужденных наиболее эффективными, но и поможет осмыслить тип идентичности коллективного автора — советского нонконформиста1960–70-х гг.

Защитные действия и специфика риторики либеральной интеллигенции во многом определялись трактовкой процесса, заданной властью. Первые два процесса носили «литературный» характер. В первом случае власть судила молодого поэта за тунеядство. Во втором — советских писателей за публикацию за рубежом под псевдонимами антисоветских произведений.

Восприятие происходящего художественной и гуманитарной интеллигенцией, составившей основу защитного сообщества в первых двух процессах, имело свою специфику. Свойственные художественному дискурсу метафоричность и символизм определяли трактовку процессов: в судах над И. Бродским, А. Синявским и Ю. Даниэлем нонконформисты видели не частные случаи, а знаковые события общественной жизни, принципиальные для всего сообщества: ужесточение цензуры, консервацию сталинских методов управления культурой, торжество идеологии над справедливостью. Защита «фигурантов» от юридического преследования мыслилась как культуротворческая миссия — борьба за свободу слова, творческого самовыражения, расширение эстетических границ в советском искусстве. Ориентация художественной интеллигенции на европейские и русские культурные традиции выразилась в моделировании социального поведения по канону «защитник», сформированному в Новое время и освященному авторитетами Ф.-М. Вольтера, Э. Золя, А. Герцена, В. Короленко и многих других.

Для Цитирования:
Серебрякова Елена Геннадьевна, Трансформация поведенческой модели советских нонконформистов в петиционных кампаниях 1960-70-х годов. Вопросы культурологии. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: