Внедрение государством национальной системы маркировки и отслеживания товаров «Честный знак» существенно трансформировало бизнес-процессы торговых предприятий всех субъектов предпринимательства осуществляющую свою деятельность на территории Российской Федерации. В рамках борьбы с теневой экономикой государство ввело дополнительную, к уже имеющейся международной маркировке, национальную систему маркировки «Честный знак», позволяющую отслеживать движение товара от производителя до конечного потребителя, включая всю цепочку участников процесса товародвижения [1]. Система контроля движения товара организована посредством нанесения специального QR-кода, что позволяет получить полную информацию конкретно по данной единице продукции. Участникам товародвижения, попавшего под национальную систему маркировки и отслеживания, требуется регистрация в данной системе с присвоением уникального кода, позволяющего вести коммерческую деятельность с данной группой товара. В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации в части реализации товаров, попадающих под национальную систему маркировки «Честный знак», оптовые организации вынуждены модернизировать свои бизнес-процессы согласно новым требованиям, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты на закупку специального оборудования, техники, программного обеспечения, обучения сотрудников.
Объектом исследования являются предприятия оптовой торговли субъектов малого предпринимательства, являющиеся участниками внешнеторговой деятельности. Предметом исследования являются каналы сбыта предприятий оптовой торговли, осуществляющие импорт товара, попадающего под национальную систему маркировки и отслеживания «Честный знак». Актуальностью исследования является острая потребность оптовых компаний субъектов малого предпринимательства в трансформации каналов сбыта с учетом новых факторов. Целью исследования является разработка эффективных решений выбора каналов сбыта в оптовой торговле субъектов малого предпринимательства при импорте непродовольственных товаров с учетом новых требований государства к реализации продукции, попадающей под национальную систему маркировки и отслеживания «Честный знак». Практической значимостью данного исследования является информирование собственников и сотрудников, принимающих ключевые решения, оптовых предприятий малого бизнеса о рисках использования традиционных каналов сбыта и возможных вариантах их оптимизации с учетом доступности внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы компании. В процессе исследования автор статьи применяет методы анализа информации на официальной платформе национальной системы маркировки «Честный знак», а также на платформах компаний-производителей программных обеспечений, метод обобщения статистических данных специализированных изданий, метод сопоставления информации различных источников, метод аналогии на основании исследований других авторов.