По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Трансформация и развитие высшей школы как социального института

Д.В. Васёв доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера, Пермский государственный институт культуры

Рассмотрена совокупность проблем высшего образования, которые стали обыденной реальностью жизни вузов, поскольку не решаются длительный период. Показано, что эти проблемы заводят отечественную высшую школу в тупик и тормозят социально-экономическое развитие страны. Предлагается отойти от узко понимаемого экономического детерминизма в организации подготовки кадров к более широкому подходу, в рамках которого высшее образование рассматривается не как сфера услуг, а как социальный институт, обеспечивающий социокультурное наследование, развитие людей и идей.

Литература:

1. Богословский В.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981.

2. Васёв Д.В. Проблематика профессионального самоопределения молодежи. М.: Инфинити, 2019.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005.

4. Газман О.С. Неклассическое воспитание. М.: МИРОС, 2002.

5. Клячко Т.Л. Будущее университетов. М.: Дело, 2015.

6. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1989.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. URL: https:// rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

8. Федеральные государственные стандарты высшего образования. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/).

Система высшего образования неразрывно связана с социально-экономической, политической организацией общества, с доминирующей направленностью общественных отношений и производства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года предусматривает «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий». Главным для высшего образования становится не накопление знаний студентами, а обучение их самостоятельности в приобретении знаний. Молодежь, выбирая профессию, ориентируется на поиск общественно значимой деятельности, смысла своего существования.

«Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности» [1, с. 361]. Индивидуальный путь вхождения студента в профессию сложен, так как изобилует противоречиями и проблемами. Именно противоречие между потребностью общества в высококвалифицированных, образованных специалистах и недостаточной познавательной активностью студентов, возникающее и преодолеваемое в процессе обучения и воспитания, выступает движущей силой развития личности.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал о существовании «противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлением материала». Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает, что «высшее учебное заведение должно обеспечить максимальное совмещение во времени теории и практики, знаний и требований жизни; стимулировать творческую активность, инициативность, профессиональный и культурный рост студентов» [8, ст. 7.2]. Социально-структурирующую и социально-дифференцирующую функции образования объединяет то, что высшее образование, мотивируя учебную деятельность, выступает в качестве средства для достижения определенных жизненных целей, служит гарантией жизненного успеха, материальной обеспеченности.

Для Цитирования:
Д.В. Васёв, Трансформация и развитие высшей школы как социального института. Юрист ВУЗа. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: