Система высшего образования неразрывно связана с социально-экономической, политической организацией общества, с доминирующей направленностью общественных отношений и производства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года предусматривает «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий». Главным для высшего образования становится не накопление знаний студентами, а обучение их самостоятельности в приобретении знаний. Молодежь, выбирая профессию, ориентируется на поиск общественно значимой деятельности, смысла своего существования.
«Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности» [1, с. 361]. Индивидуальный путь вхождения студента в профессию сложен, так как изобилует противоречиями и проблемами. Именно противоречие между потребностью общества в высококвалифицированных, образованных специалистах и недостаточной познавательной активностью студентов, возникающее и преодолеваемое в процессе обучения и воспитания, выступает движущей силой развития личности.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал о существовании «противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлением материала». Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает, что «высшее учебное заведение должно обеспечить максимальное совмещение во времени теории и практики, знаний и требований жизни; стимулировать творческую активность, инициативность, профессиональный и культурный рост студентов» [8, ст. 7.2]. Социально-структурирующую и социально-дифференцирующую функции образования объединяет то, что высшее образование, мотивируя учебную деятельность, выступает в качестве средства для достижения определенных жизненных целей, служит гарантией жизненного успеха, материальной обеспеченности.