* Статья подготовлена и прочитана в качестве доклада на XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (24-26 ноября 2022 г., Москва).
Антигерой в качестве центра сюжета показан в самых рейтинговых фильмах нашего времени — как зарубежного, так и отечественного производителя. Анализ зрительских приоритетов в сфере мирового кинематографа последних лет свидетельствует о том, что зритель проявляет особый интерес к таким фильмам, несмотря на неоднозначные, а порой и жестокие поступки персонажей. Самовлюбленные эгоисты, хладнокровные убийцы, карьеристы — таковы антигерои, но зритель приходит в восторг от их обаяния, ума и хитрости, подчас идентифицируя этих персонажей с собою.
Классический образ героя противоположен: это персонаж-идеал, который далек от простого человека. Он не делает ошибок, не сомневается в себе, он хорош, он идеален, он настоящий «Герой». Но герой не всегда столь же обаятелен, как антигерой. Любовь к антигероям тесно связана с изменением внутренних потребностей современного человека. Эти изменения проходят несколько стадий. На первой запечатляется переживание собственного кризиса, когда старые взгляды и приоритеты сталкиваются с новыми, Второй этап — осознание своей принадлежности к обществу, и у зрителя происходит смещение моральных убеждений — теперь интересны двуличие, жестокость, насилие, загадочные убийства и т.д.
Общество потребления создает и новые моральные устои, и образы, к которым приспосабливается и воспринимает как должное современный “Homo sapiens”. Человек нашего времени, видя подобие себя на экране, бессознательно привязывает себя к этому персонажу. Так возникает неуловимая связь между антигероем и зрителем, когда зритель проживает историю киногероя как свою, ему сочувствуя и сопереживая. Именно через это сродство рождается ощущение присутствия здесь и сейчас, которые очень часто используют режиссеры в своих кинокартинах. Также при просмотре фильмов зритель ищет удовольствие, которое является функцией эмоциональных реакций зрителя на персонажей в форме симпатии.