По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.06 DOI:10.33920/nik-02-2301-03

Трансформация антигероя в героя в современном кинематографе*

Безрукова Ольга Владимировна старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: ol-bezrukova@yandex.ru

В статье проводится анализ современных фильмов, в которых показана трансформация героя. Примеры даны из зарубежных и российских кинофильмов. Прослеживается новый тренд современного кинематографа — трансформации антигероя в героя.

Литература:

1. Павел Лебедев. «Тьма — в каждом из нас: неочевидные идеи фильма “Ночной дозор”» [Электронный ресурс] //URL https://osmyslah.ru/filma/nochnoj-dozor (дата обращения: 25.10.2022)

2. Петр Тюленев. Наше кино. «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных // Мир фантастики : журнал. — Москва, 2004. — № 4. — С. 42—46. — ISBN 9-771810224009. Архивировано 2 апреля 2016 года. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.[Электронный ресурс] //URL]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%9D%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%94%D0%BE%D0%B7% D0%BE%D1%80_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD) (дата обращения 21.11.2022)

3. Трикстер. Архивная копия от 15 октября 2011 на Wayback Machine // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. 9. Трикстер. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]//URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B 8%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 (дата обращения 20.10.2022)

4. Comic Book DB — Two Face. Comic Book Database. Дата обращения: 28 мая 2008. Архивировано 14 февраля 2012 года. Двуликий (DC Comics) Материал из Википедии — свободной энциклопедии.[Электронный ресурс] //URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B 8%D0%B9 (DC_Comics) (дата обращение 01.12.2022)

5. Journal of Communication ISSN 0021-9916 ORIGINAL ARTICLE Exploring How We Enjoy Antihero Narratives. Daniel M. Shafer & Arthur A. Raney

6. Review of General Psychology © 2012 American Psychological Association 2012, Vol. 16, No. 2, 192–1999 The Antihero in Popular Culture: Life History Theory and the Dark Triad. Personality Traits, Peter K. Jonason, University of Western Sydney.

1. Pavel Lebedev. «T'ma — v kazhdom iz nas: neochevidnyye idei fil'ma “Nochnoy dozor”» [Elektronnyy resurs] //URL https://osmyslah.ru/filma/nochnoj-dozor (data obrashcheniya: 25.10.2022)

2. Petr Tyulenev. Nashe kino. «Nochnoy dozor» Sergeya Luk'yanenko: Mir Inykh // Mir fantastiki : zhurnal. — Moskva, 2004. — № 4. — S. 42—46. — ISBN 9-771810-224009. Arkhivirovano 2 aprelya 2016 goda. Material iz Vikipedii — svobodnoy entsiklopedii.[Elektronnyy resurs] //URL]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%94%D0%B E%D0%B7%D0%BE%D1%80_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD) (data obrashcheniya 21.11.2022)

3. Trikster Arkhivnaya kopiya ot 15 oktyabrya 2011 na Wayback Machine // Mifologicheskiy slovar'/ Gl. red. Ye. M. Meletinskiy. — M.:Sovetskaya entsiklopediya, 1990. — 672 s. 9. Trikster. Material iz Vikipedii — svobodnoy entsiklopedii [Elektronnyy resurs]//URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A2%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 (data obrashcheniya 20.10.2022)

4. Comic Book DB — Two Face. Comic Book Database. Data obrashcheniya: 28 maya 2008. Arkhivirovano 14 fevralya 2012 goda. Dvulikiy (DC Comics) Material iz Vikipedii — svobodnoy entsiklopedii.[Elektronnyy resurs] //URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D1%83%D0%BB%D0%B8% D0%BA%D0%B8%D0%B9 (DC_Comics) (data obrashcheniye 01.12.2022)

5. Journal of Communication ISSN 0021-9916 ORIGINAL ARTICLE Exploring How We Enjoy Antihero Narratives. Daniel M. Shafer & Arthur A. Raney

6. Review of General Psychology © 2012 American Psychological Association 2012, Vol. 16, No. 2, 192–1999 The Antihero in Popular Culture: Life History Theory and the Dark Triad. Personality Traits, Peter K. Jonason, University of Western Sydney.

* Статья подготовлена и прочитана в качестве доклада на XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (24-26 ноября 2022 г., Москва).

Антигерой в качестве центра сюжета показан в самых рейтинговых фильмах нашего времени — как зарубежного, так и отечественного производителя. Анализ зрительских приоритетов в сфере мирового кинематографа последних лет свидетельствует о том, что зритель проявляет особый интерес к таким фильмам, несмотря на неоднозначные, а порой и жестокие поступки персонажей. Самовлюбленные эгоисты, хладнокровные убийцы, карьеристы — таковы антигерои, но зритель приходит в восторг от их обаяния, ума и хитрости, подчас идентифицируя этих персонажей с собою.

Классический образ героя противоположен: это персонаж-идеал, который далек от простого человека. Он не делает ошибок, не сомневается в себе, он хорош, он идеален, он настоящий «Герой». Но герой не всегда столь же обаятелен, как антигерой. Любовь к антигероям тесно связана с изменением внутренних потребностей современного человека. Эти изменения проходят несколько стадий. На первой запечатляется переживание собственного кризиса, когда старые взгляды и приоритеты сталкиваются с новыми, Второй этап — осознание своей принадлежности к обществу, и у зрителя происходит смещение моральных убеждений — теперь интересны двуличие, жестокость, насилие, загадочные убийства и т.д.

Общество потребления создает и новые моральные устои, и образы, к которым приспосабливается и воспринимает как должное современный “Homo sapiens”. Человек нашего времени, видя подобие себя на экране, бессознательно привязывает себя к этому персонажу. Так возникает неуловимая связь между антигероем и зрителем, когда зритель проживает историю киногероя как свою, ему сочувствуя и сопереживая. Именно через это сродство рождается ощущение присутствия здесь и сейчас, которые очень часто используют режиссеры в своих кинокартинах. Также при просмотре фильмов зритель ищет удовольствие, которое является функцией эмоциональных реакций зрителя на персонажей в форме симпатии.

Для Цитирования:
Безрукова Ольга Владимировна, Трансформация антигероя в героя в современном кинематографе*. Ученый совет. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: