По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.87

Трагедии в лифтах – вершина айсберга

А.В. Малов управляющий директор коллегии адвокатов «Малов и партнеры»

Трагедии в лифтовом хозяйстве стали происходить с пугающей частотой. Последний случай, произошедший 14.01.2016 в ЖК «Алые паруса» в Москве, в результате которого погибла женщина, всколыхнул общественность. По оценкам экспертов, в год в стране происходит около двадцати серьезных аварий лифтов. Актуальным становится вопрос: что творится в лифтовом хозяйстве, кто отвечает за безопасность наших жизней и что должен знать об этом строительный сектор.

Устанавливать, что случилось и кто виноват в произошедших авариях, будут следствие и суд. Однако уже сегодня эксперты называют различные причины аварии в ЖК «Алые паруса»: произошел обрыв лифтового троса, отвалилось дно кабины лифта, его противовес сошел с направляющих. Но когда и по чьей вине возникли причины, повлекшие ужасную лифтовую аварию?

Это могло случиться уже при производстве лифта или его установке. В настоящее время Решение комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» устанавливает цепочку действий, которую должны пройти лифтовые устройства, устанавливаемые на территории Российской Федерации, до запуска их в работу. Так, при изготовлении они должны проходить испытания и обязательную сертификацию, только после этого должен осуществляться их монтаж. Перед вводом лифта в эксплуатацию аккредитованная испытательная лаборатория обязана оценить соответствие смонтированного лифта требованиям технического регламента. В дальнейшем, в течение всего срока службы лифта, не реже одного раза в год, аккредитованная организация должна проводить оценку соответствия лифта в форме технического освидетельствования.

Кроме того, конструкция современного лифта предусматривает наличие гидроаппарата безопасности, предназначенного для страховки от падения человека в шахту, «ловителей» – устройств для остановки и удержания кабины при обрыве тяговых элементов. Согласно Требованиям к безопасности лифтов, утвержденным указанным выше Решением комиссии Таможенного союза, для обеспечения безопасности лифта должны выполняться требования по наличию технических средств по предотвращению падения людей в шахту, сдавливания человека дверями, средств, ограничивающих скорость лифта и средств по выдерживанию нагрузки опоры кабины, противовеса. В случае аварии эти механизмы должны предотвратить гибель людей.

Почему же целый комплекс защитных технических средств лифтового оборудования последнего поколения, что установлены в «Алых парусах», не сработали и не защитили? Неизвестно… Жильцы комплекса неоднократно жаловались на постоянное дребезжание и треск при работе лифта. Таким образом, вполне вероятно, что злополучный лифт не прошел соответствующую проверку, но был допущен к эксплуатации, то есть виновен в аварии мог быть как изготовитель, так и аккредитованная испытательная лаборатория, проводящая испытания, или аккредитованная организация, осуществляющая техническое освидетельствование лифта.

Для Цитирования:
А.В. Малов, Трагедии в лифтах – вершина айсберга. Юрисконсульт в строительстве. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: