Сетевое искусство активно проявило себя уже в самом начале появления Интернета, особенно, после основания в 1994 г. домена «.ru», (в 2010 г. — домена «.рф»), что положило начало развитию Рунета. В это время появились совершенно новые формы сетевого творчества [5] в области, прежде всего, литературы и живописи. И уже в это время появились попытки дать определение этим феноменам и выделить их сущностные признаки. Ведущим таким признаком был назван способ функционирования таких феноменов, которые вне Сети существовать не могут. При этом размещенные в Интернет произведения литературы и искусства, не созданные специально для интерактивной среды, в качестве «сетевых» рассматриваться не могут. Отсюда — и разделение на произведения «net-art» («сетевое искусство») и «art on the net» («искусство в сети»). То есть, основным признаком сетевого творчества является интерактивность — принцип организации системы, при котором цель (завершение или продолжение произведения) достигается посредством информационного обмена между всеми элементами этой системы — в данном случае, между пользователями, взаимодействующими в Сети в режиме онлайн, совместно создающими конечный продукт. При этом, «блуждая по художественным сайтам, мы часто не видим конечного изображения, но ощущаем вмешательство в одно и то же время различных уровней коммуникации (текста, звука, движущихся картинок, видео). Сетевые проекты часто ведут себя как хамелеоны — молниеносно реагируют и меняются подчас до неузнаваемости. Из всех произведений искусства, быть может, произведения в сети имеют самую кратковременную жизнь» [16].
Одновременно с сетевой литературой и сетевым искусством появился и сетевой фольклор (интернет-фольклор, постфольклор, медиалор, ньюслор, техлор, фолькнет, нетлор, фольклор в интернете, е-фольклор, киберфольклор, киберлор, компьютерлор, фолк-арт-нет) как мультимедийное народное творчество в интернет-среде. Этот феномен чаще всего обозначали, как гибрид устного народного творчества и новых коммуникационных возможностей, основанных на интернет-технологиях, и эта дефиниция представляется не только наиболее распространенной, но и наиболее точной.