По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.644

Традиционная художественная культура в начальной школе. Внеурочная деятельность

Банников Виктор Николаевич. АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования». Россия, 628011, Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104, e-mail: emailvik@mail.ru

В статье рассматривается учебно-тематическое планирование и методика преподавания традиционной художественной культуры в начальном общем образовании, раскрывается содержание живой традиции народного искусства во внеурочной деятельности, на примерах различных этносов, взаимосвязи и взаимовлиянии культурных явлений у разных народов России. Учебно-тематическое планирование построено на основных ценностях народного искусства — ремесле (художественном творчестве), фольклоре, традиционной игре. Важную часть методики занимает организация проектной деятельности, связанной с краеведческой работой в родной деревне, селе, городе. Тематическое планирование представлено для 2, 3 и 4 класса, содержание учебных занятий раскрывается на примере 2 класса.

Литература:

1. Банников В.Н. Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе / Учебно-методическое пособие. Часть 1: 1–4 класс, часть 2: 5–8 класс. — Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. — 215 с., прилож., с ил.

Статья поступила 26.10.2016 г.

Учебно-методическое пособие «Народное искусство и художественное творчество.

Внеурочная деятельность в школе. 1–4 класс» (автор В. Н. Банников) разработано и опубликовано по Государственному заданию Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для организации апробации в школах округа. Сегодня в пилотной деятельности участвует 57 школ и 13 муниципальных образований. В работе задействовано более 200 учителей начальных классов, изобразительного искусства, музыки, русского языка и литературы, осуществляющих внеурочную деятельность. Содержание учебно-методического пособия выполняет задачу углубленного изучения основной образовательной программы по изобразительному искусству авторского коллектива под научным руководством Т. Я. Шпикаловой в части постижения основ народного искусства России. 69 Основу содержания пособия составляют четыре раздела, сохраняющие синкретизм народного искусства: художественное творчество (ремесло, рукоделие), фольклор, традиционная народная игра, проектная деятельность (экспедиция, творческий проект). Главными идеями учебно-методического пособия выступают идеи единства культурных явлений разных народов России.

В прошлой статье1 рассматривались ключевые научно-практические идеи учебно-методического пособия, было представлено учебно-тематическое планирование для 1 и 5 классов.

К занятию 1 (направление «Художественное творчество»)

Для орнаментации домашних тканей у разных народов России использовались узорное (бранное) ткачество, вышивка, набойка, кружево. Орнаменты несли обереговую функцию. Особенно эта функция сохранялась в народном костюме, выступая в «образе-знаке».

Пойду ль я во чисто поле —

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чисто поле

На ровное место,

Облаками облачуся

Небесами покроюся,

На главу свою кладу

Для Цитирования:
Банников Виктор Николаевич., Традиционная художественная культура в начальной школе. Внеурочная деятельность. Вопросы культурологии. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: