Статья поступила 26.10.2016 г.
Учебно-методическое пособие «Народное искусство и художественное творчество.
Внеурочная деятельность в школе. 1–4 класс» (автор В. Н. Банников) разработано и опубликовано по Государственному заданию Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для организации апробации в школах округа. Сегодня в пилотной деятельности участвует 57 школ и 13 муниципальных образований. В работе задействовано более 200 учителей начальных классов, изобразительного искусства, музыки, русского языка и литературы, осуществляющих внеурочную деятельность. Содержание учебно-методического пособия выполняет задачу углубленного изучения основной образовательной программы по изобразительному искусству авторского коллектива под научным руководством Т. Я. Шпикаловой в части постижения основ народного искусства России. 69 Основу содержания пособия составляют четыре раздела, сохраняющие синкретизм народного искусства: художественное творчество (ремесло, рукоделие), фольклор, традиционная народная игра, проектная деятельность (экспедиция, творческий проект). Главными идеями учебно-методического пособия выступают идеи единства культурных явлений разных народов России.
В прошлой статье1 рассматривались ключевые научно-практические идеи учебно-методического пособия, было представлено учебно-тематическое планирование для 1 и 5 классов.
К занятию 1 (направление «Художественное творчество»)
Для орнаментации домашних тканей у разных народов России использовались узорное (бранное) ткачество, вышивка, набойка, кружево. Орнаменты несли обереговую функцию. Особенно эта функция сохранялась в народном костюме, выступая в «образе-знаке».
Пойду ль я во чисто поле —
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чисто поле
На ровное место,
Облаками облачуся
Небесами покроюся,
На главу свою кладу