Статья поступила 09.09.2016 г.
Культура — это прежде всего, порядок (см. об этом: [1; 6]). Во-первых, это наиболее упорядоченная часть сознания человека. Не столь важно, на чем основывается такая упорядоченность — на рациональном, иррациональном, мистическом или каком-то ином мировосприятии. Главное заключается в системном характере мировосприятия, взаимосвязанности его составляющих.
Во-вторых, это наиболее упорядоченная часть практического поведения и деятельности человека, что выражается в постоянном (нередко стереотипизированном) повторе тех или иных действий. Порядок — это выражение системности, противоположное случайности.
Если человек, проснувшись утром и спустив ноги с кровати, сначала касается пола правой ногой — это случайность. Во второй раз — это совпадение. Но если и в третий раз происходит то же самое, появляется основание говорить о сложении у этого человека культуры утреннего вставания с правой ноги.
Культура — это осознанная или подсознательная упорядоченность и повторяемость в действиях людей.
Безусловно, культура наиболее ярко проявляется в символической деятельности человека [2; 5]. Причем эта символическая деятельность (символическое производство) выражается не только в создании визуальных и звуковых, театрализованных и пластических образов религии и искусства. Таким же символическим производством является наша устная и письменная речь, культурно обусловленное (ритуализированное) поведение, жесты, мимика, игровая (имитационная) практика, формирование образов национальной идентичности и социальной престижности и т. п. Просто мы редко сосредотачиваем свое внимание на осознании символической сути всех этих действий.
На мой взгляд, символическое производство теснейшим образом связано с порождением обобщающих понятий в нашем языке. Когда мы говорим «дом», имея в виду не какой-то конкретный дом, находящийся по определенному адресу, а дом вообще, как тип постройки, мы создаем общее понятие дома. И его вербальным символом является слово «дом». А дальше уже требуется лишь один шаг для перехода от вербального символа к изобразительному символу и т. п.