По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Традиционализм и модернизм: два подхода к «культурному порядку»*

Флиер Андрей Яковлевич. ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева». Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, e-mail: andrey.flier@yandex.ru

В статье рассматривается проблема обеспечения культурой социального порядка и в частности вопрос о культуре модерна, которая обеспечивает «другой порядок», основанный на принципах самодостаточности и независимости, в отличие от традиционной культуры, упорядоченность которой носит контекстуально-зависимый характер.

Литература:

1. Астафьева О.Н. Теория самоорганизации как концептуальное основание культурной политики: проблемы теоретической культурологии // Вопросы культурологии. — 2006. — № 12. — С. 18–27.

2. Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. — М.-СПб.: Университетская книга, 2002.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

4. Резник Ю.М. Гражданское общество: трансформация моделей существования 39 (от рационализма к трансперсонализму) // Личность. Культура. Общество. — 2012. — Т. ХIV. № 1 (69–70). — С. 123–139.

5. Уайт Л. Наука о  культуре  // Уайт Л. Избранное: Наука о  культуре.  — М.: РОССПЭН, 2004.

6. Флиер А.Я. Культура культуры // Вопросы культурологии. — 2013. — № 6. — С. 39–47.

7. Флиер А.Я. Культура как социально-регулятивная программа: этап становления // Культура культуры. — 2015. — № 1. [Электронный ресурс.] URL: http:// cult-cult.ru/culture-as-a-social-regulatory-program-the-stage-of-formation/ (Дата обращения: 14.06.2016).

8. Флиер А.Я. Культура как символическая деятельность: этап становления // Культура культуры. — 2015. — № 1. [Электронный ресурс.] URL: http://cult-cult.ru/cultureas-a-symbolic-activity-the-stage-of-formation/ (Дата обращения: 14.06.2016).

9. Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании // Информационный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2015. — № 3. [Электронный ресурс.] URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ (Дата обращения: 26.09.2015).

10. Фридрих И. История письма. — М.: Наука, 1979.

11. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. — М.: Весь мир, 2003.

12. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. — Ижевск: ИКИ, 2003.

13. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. — СПб.: Алетейя, 2003.

Статья поступила 09.09.2016 г.

Культура — это прежде всего, порядок (см. об этом: [1; 6]). Во-первых, это наиболее упорядоченная часть сознания человека. Не столь важно, на чем основывается такая упорядоченность — на рациональном, иррациональном, мистическом или каком-то ином мировосприятии. Главное заключается в системном характере мировосприятия, взаимосвязанности его составляющих.

Во-вторых, это наиболее упорядоченная часть практического поведения и деятельности человека, что выражается в постоянном (нередко стереотипизированном) повторе тех или иных действий. Порядок — это выражение системности, противоположное случайности.

Если человек, проснувшись утром и спустив ноги с кровати, сначала касается пола правой ногой — это случайность. Во второй раз — это совпадение. Но если и в третий раз происходит то же самое, появляется основание говорить о сложении у этого человека культуры утреннего вставания с правой ноги.

Культура — это осознанная или подсознательная упорядоченность и повторяемость в действиях людей.

Безусловно, культура наиболее ярко проявляется в символической деятельности человека [2; 5]. Причем эта символическая деятельность (символическое производство) выражается не только в создании визуальных и звуковых, театрализованных и пластических образов религии и искусства. Таким же символическим производством является наша устная и письменная речь, культурно обусловленное (ритуализированное) поведение, жесты, мимика, игровая (имитационная) практика, формирование образов национальной идентичности и социальной престижности и т. п. Просто мы редко сосредотачиваем свое внимание на осознании символической сути всех этих действий.

На мой взгляд, символическое производство теснейшим образом связано с порождением обобщающих понятий в нашем языке. Когда мы говорим «дом», имея в виду не какой-то конкретный дом, находящийся по определенному адресу, а дом вообще, как тип постройки, мы создаем общее понятие дома. И его вербальным символом является слово «дом». А дальше уже требуется лишь один шаг для перехода от вербального символа к изобразительному символу и т. п.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич., Традиционализм и модернизм: два подхода к «культурному порядку»*. Вопросы культурологии. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: