По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 786

Традиции московской пианистической школы в межкультурном диалоге России и Китая

Чупрова Ирина Александровна ФГБОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Россия, 119454, Москва, просп. Вернадского, 76, E-mail: irinachuprova2009@rambler.ru

Статья посвящена изучению вопроса о роли национальной музыкально-исполнительской культуры в процессе межкультурной коммуникации. С позиций философии культуры рассмотрено взаимодействие и взаимное влияние московской пианистической школы и китайской музыкальной традиции.

Литература:

1. О роли русской фортепианной школы в процессе худо- Айзенштадт С.А. жественного формирования пианистического искусства Китая и Японии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. — №3. — Ч. 1. — С. 22–27.

2. Религиозно-культурное пространство ев- Глаголев В.С., Силантьева М.В. ропейской России: факторы динамики традиций и традиции динамики // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2010. — № 2. — С. 131–140.

3. Некоторые особенности соотношения слова и музыки в хрис- Глаголев В.С. тианских богослужениях / В сборнике: Искусство и философия. Материалы II Международной конференции. — М., 2013. — С. 129–137.

4. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — Гофман И. М.: Классика-XXI, 2003. — 245 с.

5. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552– Дубровская Д.В. 1775 гг.). — М.: «Крафт+», Институт востоковедения РАН, 2000. — 256 с.

6. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 1. Философия / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего востока. — М.: Вост. лит. РАН, 2006. — 727 с.

7. От либеральных к наднациональным ценностям в современном Коломиец Г.Г. 71 культурном пространстве / Коломиец Г. Г. // Вестник Оренбургского государственного университета, 2012. — № 4, апрель. — С. 109–113.

8. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1958. — 202 с. Нейгауз Г.Г.

9. О фортепианной педагогике в современном Китае // Преподава- Ню Яцянь. тель XXI век. — 2009. — № 2–1. — С. 108–112.

10. Межкультурный диалог — основа плодотворного взаимо- Силантьева М.В. действия в системе международных отношений // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2013. — Т. 2. — № 5 (6). — С. 14–17.

11. Ментально-символическое преодоление барьера “свой” — Силантьева М.В. “чужой” как основа стратегий освоения инокультурного пространства / В сборнике: Диалог культур и партнерство цивилизаций XIV Международные Лихачевские научные чтения. Российская академия наук, Российская академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. — СПб. 2014. — С. 429–431.

12. Современная философия культуры в контексте развития Силантьева М.В. теории международных отношений // StredoevropskyVestnikproVeduaVyzku m. — 2015. — Т. 53. — С. 152.

13. По дороге в будущее — 2. Отв. редактор А. В. Мальгин. — 2-е Торкунов А.В. изд., доп. и перераб. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. – 552 с.

14. К проблеме изучения традиционной музыки стран Дальнего Вос- У Ген-Ир. тока (Китай, Корея, Япония) // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2008. — №4. — С. 122–132.

15. Педагогическая деятельность профессора Б. С. Захарова в Шанхае (по У На. материалам документов и публикаций Дин Шан Дэ) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — №92. — С. 262–271.

16. Из истории китайского фортепианного искусства середины ХХ века Хоу Юз. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — №70. — С. 366–371.

17. Музыкальное образование в Китае конца XIX и начала ХХ века // Ху И Цзюань. Веснiк Вiцебскага дзяржаунага унiверсiтэта. — 2009. — №54. — С. 112–119.

18. «Мягкая сила» культурных модуляторов сов- Шестопал А.В., Силантьева М.В. ременных модернизационных процессов / А. В. Шестопал, М. В. Силантьева // Вестник МГИМО-Университета. — 2012. — №6. — С. 168–171.

19. Значение музыки в философском учении Ф. Ницше / Щерба- Щербакова Е.В. кова Е.В. // Музыка и философия. — М.: ПРОБЕЛ-2000, 2012. — С. 70–79.

Статья поступила 26.03.2013 г.

В эпоху господства информационных технологий и связанной с ними интенсификации межкультурного взаимодействия [7], а также «разворота» России в сторону азиатских партнёров вопрос об определении перспективных стратегий международного сотрудничества приобрёл особую актуальность [13]. Важный этап на этом пути — развитие современной теории международных отношений с учётом философского ракурса, сопряжённого с разработкой и апробацией приоритетных моделей и концепций межкультурной коммуникации [12. С. 152]. Своё место здесь занимают практики — те, кто непосредственно погружён в культурную жизнь, её творцы, и те, кто составляет аудиторию зрителей и слушателей.

Изучение процесса межкультурной коммуникации, возможных (и невозможных) путей взаимодействия культур, способов и средств развития межкультурного диалога тем более важно в том случае, когда встречаются разные культуры, исторически соседствующие друг с другом, такие, как Россия и Китай. Даже признавая позицию «несоизмеримости цивилизационных моделей» и наличие не подлежащих элиминации «культурных границ» [11], приходится признать: соседи «обречены» на диалог. А вот получится ли он плодотворным — зависит не только и не столько от удачи, сколько от полифоничности моделей целесообразного взаимодействия, опирающихся на продуманные и эффективно апробированные модели.

Учитывая разницу «семантической дистанции» в высококонтекстных культурах (к которым, вопреки распространённому мнению, уместно отнести Россию [11], особенно если сравнивать ее с западными аналогами), с характерным для них сокращенным «расстоянием понимания», и в низкоконтекстных культурах, с увеличенным «расстоянием понимания», следует признать относительность взаимных оценок партнёров, вступающих в диалог. Гибкий подход при отработке ближайшего алгоритма действия должен способствовать складыванию дружественных отношений, «ускоряя» решение собственных задач. Позитивные сдвиги в данных областях предполагают «углубленные исследования «аксиологических фундаментов» культур, их духовной аксиоматики и тенденций их трансформации во времени» [18. С. 170].

Для Цитирования:
Чупрова Ирина Александровна, Традиции московской пианистической школы в межкультурном диалоге России и Китая. Вопросы культурологии. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: