По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Торгово-экономическое сотрудничество Японии и стран АСЕАН

Мищенко Яна Вадимовна канд. экон. наук, преподаватель, МГУ им. М. В. Ломоносова, старший научный сотрудник, Институт Дальнего Востока РАН, 117997, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 32. E-mail: yanamischenko@gmail.com

Статья посвящена анализу современного состояния торгово-экономических отношений между Японий и странами АСЕАН. Проведен комплексный анализ основных форм экономических связей между данными странами — торговли, инвестиций, официальной помощи развитию в первые две декады XXI в. Приводятся новейшие статистические данные за 2017 г. из оригинальных японских источников. Среди стран АСЕАН выделяются ключевые партнеры Японии по каждому из трех основных направлений экономического сотрудничества, фиксируются последние актуальные тенденции его современного состояния и развития.

Литература:

1. Амиров В. Япония и международное экономическое сотрудничество в Восточной Азии // Япония: экономика, политика, общество на заре XXI в. — М., 2003. — С. 177–207.

2. Ковригин Е. Б. Япония — АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. — 2014. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://spatial-economics.com/eng/images/spatial-econimics/2_2014/ SE.2014.2.040-074.Kovrigin.pdf (дата обращения: 07.08.2018).

3. Лебедева И. П. Япония: промышленность и предпринимательство (вторая половина XX — начало XXI в.). — М., 2007. — 216 c.

4. BP Statistical Review of World Energy 2017. BP Global, 2017. — URL: https:// www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statisticalreview-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (date of access: 05.07.2018).

5. FDI Stock / JETRO. — URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (date of access: 21.07.2018).

6. Foreign Trade 2006. Japan Foreign Trade Council, Japan, p. 74.

7. Japan’s Food Self-Suffi ciency Rate Hits 23-Year Low in FY 2016. Nippon.com, 10.08.2010. — URL: https://www.nippon.com/en/genre/society/l10428/ (date of access: 13.07.2018).

8. Japan’s Outward and Inward Foreign Direct Investment / JETRO. — URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (date of access: 21.07.2018).

9. Japan Statistical Yearbook 2018. Statistics Bureau, Ministry of Internal Aff airs amd Communications, Japan. — URL: http://www.stat.go.jp/english/data/ nenkan/67nenkan/index.html (date of access: 11.07.2018).

10. Japanese investment in Cambodia rises, but weak infrastructure a problem / The Japan Times, 23.08.2016. — URL: https://www.japantimes.co.jp/ news/2016/08/23/business/japanese-investment-in-cambodia-rises-but-weakinfrastructure-a-problem/#.W1t_CulHiL8 (date of access: 27.07.2018).

11. Japanese investment in Laos fl ourishes / Global Times, 12.02.2014. — URL: http://www.globaltimes.cn/content/842043.shtml (date of access: 27.07.2018).

12. Japanese investment in Myanmar soars to all-time high. The Japan Times, 29.05.2018. — URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/05/29/business/ japanese-investment-myanmar-soars-time-high/#.W1S8ryMS-L8 (date of access: 22.07.2018).

13. Japanese Trade and Investment Statistics / JETRO. — URL: https://www.jetro. go.jp/en/reports/statistics.html (date of access: 12.07.2018).

14. Kitti Limskul Japan — ASEAN Comprehensive Partnership / JETRO. — URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/survey/epa/sympo0311/s2-2s.pdf (date of access: 22.07.2018).

15. Nation’s food self-suffi ciency rate. The Japan Times, 01.04.2015. — URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/04/01/editorials/nations-food-selfsuffi ciency-rate/#.W0hi6iMS-u4 (date of access: 12.07.2018).

Страны Юго-Восточной Азии — давние партнеры Японии по внешнеэкономическим связям. Во второй половине XX в. стороны сыграли важную роль в экономике друг друга: Япония черпала в этих странах недостающие ресурсы, переносила туда производственные базы, чтобы экономить на стоимости рабочей силы, ресурсов и удерживать международную конкурентоспособность своей продукции в разных аспектах. В то же время Япония оказывала странам Юго-Восточной Азии содействие в их экономическом развитии: передавала отработанные у себя технологии, которых еще не было в этих странах; была привлекательным, богатым капиталом экономическим партнером; оказывала разнообразную помощь, в частности «официальную помощь развитию». Экономические отношения Японии со странами АСЕАН в целом носят стабильный и позитивный характер — здесь нет места острой конкуренции, торговым войнам или каким-то другим пагубным негативным тенденциям.

Однако отношения Японии и стран АСЕАН развиваются не отдельно, обособленно от остальных стран мира, а на фоне и в контексте общемировой и региональной экономической ситуаций, в канве глобальных и региональных экономических тенденций, взаимосвязей и взаимозависимостей. На них не могут не оказывать влияния тенденции в экономических связях, которые в настоящее время господствуют в мире и регионе. Эти тенденции, с одной стороны, ярко выражены, а с другой — крайне противоречивы. С одной стороны, мир вступил в эпоху мультилатерализма, когда страны стремятся к заключению всеобъемлющих интеграционных соглашений нового поколения, формированию зон свободной торговли и, таким образом, полному снятию каких бы то ни было барьеров в торговле и инвестировании. С другой стороны, налицо другая тенденция — в воздухе явственно витает угроза торговых войн между крупнейшими глобальными игроками — например, США и Китаем, США и Европейским союзом. Страны АСЕАН, как правило, выступающие сателлитами этих государств в их региональных интересах, зачастую даже играющие на их противоречиях и конфликтах интересов, чтобы заполучить как можно больше инвестиционных потоков от каждого из этих крупнейших экономик мира, вряд ли смогут оставаться в стороне от этих основных тенденций глобальных экономических связей. К тренду формирования масштабных зон свободной торговли (ЗСТ) многие из них уже безусловно примкнули: Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам являются членами проекта формирования Всеобъемлющего прогрессивного Транстихоокеанского партнерства, лидером в котором были США, а после их выхода из состава участников проекта в 2017 г. лидерство взяла на себя Япония. В полном составе 10 стран — членов АСЕАН участвуют в проекте формирования Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), в котором они являются основным ядром, а Китай — лидером и локомотивом. Эти проекты как раз ставят целью формирование масштабных региональных зон свободной торговли со снижением торговых барьеров (максимум 10 % в ТТП и 13,7 % в ВРЭП1 ) и облегчением и стимулированием инвестиционных потоков между странами-участниками. Если лидерство США в проекте ТТП создавало угрозу и для Японии, и для отдельных стран АСЕАН стать членами сразу двух по сути противостоящих друг другу региональных мегапроектов — одного под предводительством США, другого под предводительством Китая, которые в последний год находятся фактически на грани масштабных торговых войн, то лидерство Японии в новом проекте Всеобъемлющего прогрессивного Транстихоокеанского партнерства несколько смягчило это намечающееся противостояние. Впрочем, есть вероятность, что США передумают и вернутся в проект ТТП, и тогда страны АСЕАН и Япония могут оказаться вовлеченными в менее благоприятный, а скорее даже в достаточно неспокойный и остроугольный формат торговых отношений в регионе и будут развиваться на фоне противостояния первой и второй крупнейших экономик мира — США и КНР

Для Цитирования:
Мищенко Яна Вадимовна, Торгово-экономическое сотрудничество Японии и стран АСЕАН. Международная экономика. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: