В современном мире активная торговая политика становится одним из важнейших факторов стимулирования экономического роста, расширения и диверсификации экспорта, повышения интенсивности инвестиционного сотрудничества, эффективного включения национального бизнеса в международные производственные системы. Торговая политика, ориентированная на создание максимально благоприятных условий доступа и деятельности на зарубежных рынках для отечественных компаний, позволяет значительно повысить их конкурентоспособность на рынках преференциальных торговых партнеров, обеспечивает решающие преимущества перед поставщиками из третьих стран. Причем торговая политика — это сугубо рыночный, институционально-регуляторный инструмент получения конкурентных преимуществ, не требующий существенных затрат.
Иными словами, можно повысить конкурентоспособность национального бизнеса, выделив ему субсидии, льготные кредиты, средства на прохождение процедур сертификации, регистрации объектов интеллектуальной собственности за рубежом, др., и это будут большие деньги, а можно за гораздо меньшие деньги добиться системного решения проблемы улучшения доступа на внешние рынки, снижения и устранения тарифных и нетарифных барьеров, гармонизации регуляторных требований, что для предпринимателей с конкурентных позиций будет равносильно получению тех же субсидий в различных формах от государства. На практике, с учетом ужесточения международной конкуренции, ведущие торговые державы для достижения наибольшего эффекта и оказывают мощную финансовую поддержку национальным компаниям, и проводят активную торговую политику.
Так, в 2015 г. суммарный уровень государственной поддержки экспорта за счет различных форм официального финансирования (кредитования, гарантийной и страховой поддержки) составлял 22,5 % в Республике Корее, 19,2 % в Китае, 14,2 % в Финляндии, 12,6 % в Канаде, 11,9 % в Германии, 11,4 % в Индии. Эти и многие другие страны с высоким уровнем господдержки экспорта являются серьезными конкурентами России на мировом рынке, особенно крупнейшие развивающиеся страны и, прежде всего, Китай, вытесняющие отечественные товары с традиционных рынков сбыта.