По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Торговая недвижимость: кризис

Виктор Черных эксперт в сфере коммерческой недвижимости

Этот текст был написан автором более года назад. Теперь можно проанализировать правильность данного прогноза и вероятность развития его сценария в следующие годы. Ведь речь идет о торговой недвижимости — теме, которая в той или иной степени касается любого ритейлера. Эти размышления эксперта могут быть полезны многим.

Для меня и большинства моих коллег сегодняшний кризис третий по счету. В отличие от предыдущих, он не стал для меня сюрпризом, для меня он ожидаемый. Я не фанат нумерологии, но 2008, 2014, 2020... Все уже догадались, в каком году будет следующий?

Однако этот экономический кризис отличается от предыдущих, в его фундаменте две вещи:

1. COVID-19 и вызванные им ограничения.

2. Цена на нефть и вызванный этим дисбаланс в экономике страны (почемуто многие об этом забывают).

Это первый кризис, в котором введены ограничения и запреты на ведение коммерческой деятельности подавляющему большинству арендаторов торговых центров. И если в предыдущие кризисы шок длился один-два месяца, то в этом году в состоянии «аритмии» многие компании будут находиться не менее пяти месяцев, если не случится «инфаркт» (а он случится для большого количества компаний).

Какими будут последствия? С ними многие управляющие компании уже столкнулись — коррекция планов ритейлеров по открытию, краткосрочное (3–6 месяцев) сокращение арендной нагрузки (полагаю, к ставкам 2019 года мы вернемся не раньше 2023-го), закрытие магазинов, ресторанов и кафе. Если в прошлом (2019) году за счет немного накопленного капитала посетители ТЦ позволяли себе кафе и рестораны, то, я уверен, в 2020 году этот сегмент (фастфуд в меньшей степени, но также) сильно просядет, потому что доходы сократятся. В Америке уже 22 млн безработных. Та же ситуация в профилях «одежда» и «обувь»: стратегия потребления резко изменится, наши соотечественники вернутся к стратегии «экономить и выживать», а ритейлеры начнут распродажи сразу с открытием торговых центров.

Резюме: нас ждут рационализация расходов на питание, уменьшение внедомашнего потребления, поиск более дешевых товаров и мест их продаж. Соответственно, изменится структура спроса. Потребители будут делать акцент на соотношении затрат и полученной ценности.

Я верю, что после снятия ограничительных мер и открытия торговых центров многие посетители в них вернутся. Но, полагаю, этот возврат будет носить импульсный характер — за счет отложенного спроса и желания чем-то порадовать себя и близких. Возврат торговых центров к показателям посещаемости и товарооборота 2019 года, на мой взгляд, также произойдет не раньше 2022–2023 годов.

Для Цитирования:
Виктор Черных, Торговая недвижимость: кризис. Современная торговля. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: