Как правило, представителей массовых и линейных профессий (менеджеров по продажам, водителей, бухгалтеров и пр.) после отклика на вакансию ждет общение с HR-менеджером компании.
Это наиболее частый вариант.
Для специалистов (программисты, дизайнеры, юристы и пр.) и топ-менеджеров собеседование может проходить в два этапа: с HR-менеджером и потенциальным руководителем. В зависимости от принятых в компании правил, ее размера возможна предварительная беседа с HR по телефону, а собеседование — только с руководителем.
В любом случае на каждом из этих этапов можно допустить досадные промахи, которые смажут все впечатление от интервью.
Рассмотрим ошибки.
Не будьте угрюмы. Хмурый, сосредоточенный взгляд, напряженная поза, настороженность — вы как на допросе. Это практически всегда отталкивает собеседника — угрюмых и агрессивных мало кто любит.
Вам стоит понять, что рекрутер или HR-менеджер вам не враг.
Компания заинтересована в специалисте, вы — в работе. Смотрите на интервью как на возможность выяснить, есть ли шанс построить конструктивные отношения. Поэтому будьте приветливы, доброжелательны и обаятельны. Это сильно увеличит шансы на успех.
Избегайте злословия. Иногда соискатели пытаются выставить себя в выгодном свете (возможно, из-за волнения) и начинают плохо отзываться о бывших коллегах, начальнике, критикуют их. Такое поведение отталкивает: сплетники и ябеды никому не нужны. Говорите о своих достоинствах, а про чужие недостатки забудьте. Если же вас прямо спрашивают об отношениях в коллективе — сообщайте факты коротко и сухо. Например, не надо уточнять, что «у коллег все время проблемы, они не отправили договор партнеру вовремя, и мне пришлось разбираться в ситуации». Фразы «подвели партнеры» будет вполне достаточно.
Не теряйте самообладания.
Иногда соискатель так нервничает, что буквально лишается дара речи и не может внятно ответить на простейшие вопросы.
Например, однажды претендентка на должность менеджера в нашей компании на вопрос, контактировала ли она когда-нибудь с нашим основным заказчиком, умудрилась забыть, что целый год проработала в его дочерней фирме!