В настоящее время в современном обществе большое внимание уделяется воспитанию, обучению и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) и детей с инвалидностью.
В Республике Беларусь ведется работа по переходу от интегрированного обучения и воспитания к инклюзивному образованию, что является мировой тенденцией в сфере образования. Инклюзивное образование означает, что все дети, независимо от нарушений, которые у них имеются, получают образование все вместе, в обычных учреждениях образования, они включены в общую и единую образовательную среду, где для них созданы все необходимые условия.
Ратификация Республикой Беларусь в 2016 г. Конвенции о правах инвалидов закрепила право каждого человека с инвалидностью на обеспечение полного участия в социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и реализацию ими всех прав человека.
Инклюзивное образование не может состояться без толерантного отношения членов общества к лицам с ОПФР и инвалидностью. Толерантное отношение, принятие человека таким, какой он есть, понимание ценности для общества каждой личности является одним из обязательных условий успешности интеграции и инклюзии.
Однако недостаточно ввести ребенка с ОПФР и инвалидностью в учреждение образования: необходимо подготовить общество к принятию всех его членов, независимо от физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, создать образовательную среду, в которой будет комфортно всем ее участникам.
В нашем районе с 2017 г. реализуется региональная модель инклюзивных практик «Толерантность — путь к инклюзии». Основные задачи, которые решаются в процессе внедрения модели, это:
• создание условий для формирования положительного отношения к детям с ОПФР и с инвалидностью;
• преодоление стойких социальных стереотипов в оценке возможностей и способностей детей с нарушениями развития;
• использование эффективных форм социальной интеграции (секций, кружков, фестивалей, конкурсов, экскурсий, походов, концертов и т. п.) детей с особенностями и инвалидностью;