По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.3:177.7 DOI:10.33920/pol-01-2101-04

Толерантность — путь к инклюзии

Инесса Владимировна Омелящик директор, педагог высшей квалификационной категории, государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района», Республика Беларусь, 225708, Брестская обл., г. Пинск, ул. Брестская, д. 161, кв. 45 +375 165 64 71 01 (дом.); +375 165 36 61 70 (раб.); +375 29 329 80 58 (моб.), E-mail: inessa_om@mail.ru

В статье раскрывается значимость инклюзивного образования посредством проведения массовых мероприятий с детьми с особенностями в развитии и нормотипичными детьми. Рассматриваются вопросы по формированию толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса.

В настоящее время в современном обществе большое внимание уделяется воспитанию, обучению и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) и детей с инвалидностью.

В Республике Беларусь ведется работа по переходу от интегрированного обучения и воспитания к инклюзивному образованию, что является мировой тенденцией в сфере образования. Инклюзивное образование означает, что все дети, независимо от нарушений, которые у них имеются, получают образование все вместе, в обычных учреждениях образования, они включены в общую и единую образовательную среду, где для них созданы все необходимые условия.

Ратификация Республикой Беларусь в 2016 г. Конвенции о правах инвалидов закрепила право каждого человека с инвалидностью на обеспечение полного участия в социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и реализацию ими всех прав человека.

Инклюзивное образование не может состояться без толерантного отношения членов общества к лицам с ОПФР и инвалидностью. Толерантное отношение, принятие человека таким, какой он есть, понимание ценности для общества каждой личности является одним из обязательных условий успешности интеграции и инклюзии.

Однако недостаточно ввести ребенка с ОПФР и инвалидностью в учреждение образования: необходимо подготовить общество к принятию всех его членов, независимо от физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, создать образовательную среду, в которой будет комфортно всем ее участникам.

В нашем районе с 2017 г. реализуется региональная модель инклюзивных практик «Толерантность — путь к инклюзии». Основные задачи, которые решаются в процессе внедрения модели, это:

• создание условий для формирования положительного отношения к детям с ОПФР и с инвалидностью;

• преодоление стойких социальных стереотипов в оценке возможностей и способностей детей с нарушениями развития;

• использование эффективных форм социальной интеграции (секций, кружков, фестивалей, конкурсов, экскурсий, походов, концертов и т. п.) детей с особенностями и инвалидностью;

Для Цитирования:
Инесса Владимировна Омелящик, Толерантность — путь к инклюзии. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: