По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2001-04

ТНК Японии и АСЕАН: актуальные тенденции развития, сотрудничество и конкурентный потенциал в XXI веке

Мищенко Яна Вадимовна канд. экон. наук, старший преподаватель факультета глобальных процессов, МГУ им. М. В. Ломоносова, ст. науч. сотр., Институт Дальнего Востока (ИДВ) РАН 117997, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 32, E-mail: yanamischenko@gmail.com

В статье анализируются современные инвестиционные стратегии на глобальных рынках транснациональных корпораций Японии и стран Юго-Восточной Азии. Автор, опираясь на официальные данные ЮНКТАД, приходит к выводу, что различаются объемы суммарных и зарубежных активов корпораций этих стран: у ТНК Японии они исчисляются сотнями миллиардов долларов, тогда как у ТНК из ЮВА — десятками миллиардов долларов. Однако это не влияет непосредственно на географический охват деятельности их корпораций — в обоих случаях транснационализация предпринимательства имеет не только региональный, но и глобальный охват. Однако сфера деятельности ТНК Японии и стран ЮВА несколько отличается: исторически сложилось так, что японские ТНК наиболее успешно развиваются в сегментах автомобилестроения, производства бытовой техники и электроники, тогда как современные ТНК из страны ЮВА занимают ниши ресторанного бизнеса, производства продуктов питания и напитков, строительства и недвижимости. Выявляется, в ЮВА наибольших масштабов транснационализации достиг бизнес в Сингапуре и Малайзии, т. е. транснационализация предпринимательства развивается в субрегионе весьма неравномерно.

Литература:

1. Индонезия — уровень безработицы // Knoema [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// knoema.ru/atlas/Индонезия/Уровень-безработицы (дата обращения: 01.12.2019).

2. Ребрей С. М. Транснационализация японского бизнеса. — М., 2015. — 133 с.

3. Сапунцов А. Л. Транснациональные корпорации развивающихся стран в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. — 2006. — № 5. — С. 16–22.

4. Global Presence / City Developments Limited [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.cdl.com.sg/index.php/thecompany/global-presence (date of the application: 01.12.2019).

5. Japanese Firms Accelerate Outbond Mergers and Acquisitions / Nippon.com, 14.09.2016. URL: https:// www.nippon.com/en/features/h00148/ japanese-firms-accelerate-outboundmergers-and-acquisitions.html (date of the application: 18.12.2019).

6. Singapore Department of Statistics [Electronic resource]. — Access mode: https://www.singstat.gov. sg (date of the application: 17.12.2019).

7. The World’s top 100 nonfi nancial MNEs, ranked by foreign assets, 2018 // UNCTAD [Electronic resource]. — Access mode: https:// unctad.org/SearchCenter/Pages/ Results.aspx?k=The%20world’s%20 top%20100%20non-financial%20 MNEs,%20ranked%20by%20 foreign%20assets (date of the application: 15.12.2019).

8. The top 100 non-fi nancial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2017 // UNCTAD [Electronic resource]. — Access mode: https:// unctad.org/SearchCenter/Pages/ Results.aspx?k=The%20world’s%20 top%20100%20non-financial%20 MNEs,%20ranked%20by%20 foreign%20assets (date of the application: 16.12.2019).

Развитие и укрепление позиций транснациональных корпораций (ТНК) является важной составляющей процессов глобализации мировой экономики. Экономическая основа транснационализации хозяйственных систем, как известно, состоит в стремлении извлечь как можно больше преимуществ от углубления участия в международном разделении труда и повышения рентабельности предпринимательской деятельности. Транснационализация корпораций — это логическое продолжение выхода предпринимательства за пределы национальных границ. Именно страны, которые достигли прогресса в развитии своих экономик, преимущественно являются местами базирования ТНК1 . Особенно экономическим влиянием в этом контексте пользуются три «центра силы» мировой экономики — США, страны ЕС и Япония, в последнее десятилетие к ним присоединился Китай. Это наглядно видно по последним ежегодным рейтингам ЮНКТАД 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира по объемам зарубежных активов. Так, в рейтинге 2018 г. представлено 10 японских ТНК и ТНК из стран Восточной и Южной Азии.

У 20 % из 100 крупнейших глобальных ТНК на сегодняшний день страна происхождения расположена в Восточной и Южной Азии. Из них 10 ТНК — японских, 6 — китайских, еще 2 — из Гонконга и Тайваня. Это показывает, насколько значительно возрос уровень транснационализации китайского бизнеса к 2018 г. Данная тенденция развивается на фоне общего роста количества ТНК в мире. Так, в начале 1990-х гг. насчитывалось около 36,6 тыс. ТНК в мире и 174,9 тыс. их зарубежных филиалов, причем в развитых странах базировалось 92 % всех ТНК. В первой декаде XXI в., примерно в 2004–2005 гг., число ТНК в мире увеличилось до 70 тыс., количество зарубежных филиалов — до 690 тыс. 25,8 % всех ТНК базировалось в развивающихся странах: 21,2 % в Азии, 4,2 — в Латинской Америке, 0,5 % в Африке2 . Таким образом, страны Азии добились впечатляющих успехов в XXI веке в транснационализации свох предприятий.

Ни одной ТНК из стран Юго-Восточной Азии в рейтинге ЮНКТАД 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира 2017–2018 гг. не представлено; ранее в 2016 г. единственной ТНК из субрегиона, включенной в рейтинг, была малазийская корпорация Petronas (работает сфере добычи полезных ископаемых и нефти). Еще раньше, в 2003 г., в этот список также включалась корпорация Singtel Ltd (телекоммуникации) из Сингапура.

Таким образом, можно проследить отдельные включения ТНК из Сингапура и Малайзии в данный рейтинг, однако они не удерживают там свои позиции так же стабильно и долгосрочно, как японские ТНК. Можно сделать вывод, что за почти два десятилетия XXI века ТНК из стран ЮВА, конечно, развиваются, однако не настолько преуспели в своей деятельности и продвижении на мировых рынках, чтобы конкурировать наравне успешно с ТНК экономически развитых и наиболее динамично развивающихся стран, например с японскими ТНК, в отличие от китайских корпораций, которые в данном рейтинге 2018 г. обширно представлены.

Сделав этот вывод, необходимо упомянуть о некоторых отрицательных последствиях транснационализации бизнеса, которые учитываются в странах ЮВА. Так, перевод производства за рубеж приводит, как правило, к потере рабочих мест в стране базирования. Именно таким образом японские ТНК распространяли свою деятельность на рынках Азии с 1980-х гг., через инвестирование в перенос производства, в том числе в страны ЮВА, где рабочая сила и прочие ресурсы были более дешевыми. В странах ЮВА в большинстве своем ситуация иная. И возникает вопрос, есть ли такая же объективная потребность и экономическая целесообразность для государств Юго-Восточной Азии сегодня — массово переносить производственные базы в другие страны и налаживать там производственную деятельность? И готовы ли экономики стран ЮВА к возможному сокращению рабочих мест ввиду этих процессов? Это представляется маловероятным, учитывая, что некоторые из них как раз борются с безработицей (например, Индонезии удалось снизить уровень безработицы с 9,1 % в 2007 г. до 5,3 % в 2018 г.3 ) и стремятся развивать и модернизировать национальное производство. Таким образом, если говорить о ТНК, действующих в сфере промышленного производства, то велика вероятность, что на рынках ЮВА нет объективной экономической целесообразности, создающей комплексные предпосылки для масштабной глобальной транснационализации деятельности таких ТНК.

Также организация хозяйственной деятельности в филиалах ТНК нередко приводит к снижению транспарентности финансовых операций, возможности искать лазейки в налоговом законодательстве других стран, куда ТНК переносят свой бизнес, и это создает дополнительные возможности для сокрытия размеров прибыли и, таким образом, к сокращению налоговых поступлений в материнской стране. Такой сценарий также крайне нежелателен в странах Юго-Восточной Азии, которым необходимо направлять средства на развитие и модернизацию экономик и социально-экономической инфраструктуры и прочие цели развития.

Не говоря о том, что масштабы ТНК из стран развивающихся, как правило, соразмерны масштабам экономик их материнских стран, а это определяет, соответственно, охват деятельности ТНК на международных рынках. Рейтинг ЮНКТАД наглядно показывает, что корпорациям из ЮВА вплоть до настоящего времени весьма проблематично на равных конкурировать в глобальной экономике с корпорациями из Японии — долгое время второй, сейчас третьей по объему ВВП экономике мира. Тогда как китайским ТНК такая конкуренция оказалась под силу.

Однако делать вывод о том, что крупный бизнес в ЮВА недостаточно охвачен процессами транснационализации, было бы неправильно. Они развиваются, но иными темпами, нежели в Японии. В рейтинге ЮНКТАД 100 крупнейших в мире мультинациональных предприятий по объемам зарубежных активов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой корпорации из ЮВА представлены более широко: в рейтинг 2017 г. включено 14 корпораций из ЮВА, из них 7 — из Сингапура, 5 — из Малайзии, по одной из Филиппин и Таиланда.

Среди стран ЮВА Сингапур и Малайзия наиболее преуспели в транснационализации своего крупного бизнеса, что свидетельствует о сохраняющейся неравномерности развития международного предпринимательства в субрегионе.

Если сранивать объемы активов, как суммарных, так и зарубежных у ТНК компаний Японии и ЮВА, очевидна разница: зарубежные и суммарные активы японских ТНК значительно крупнее, чем у ТНК стран Юго-Восточной Азии, и исчисляются они в основном сотнями миллиардов долларов, тогда как активы ТНК из стран ЮВА — десятками миллиардов долларов. При этом существенная разница в величине активов, в частности, зарубежных не влияет непосредственно на географический охват деятельности рассматриваемых ТНК, и было бы неправильно утверждать, что японские ТНК являются глобальными, тогда как ТНК из ЮВА — в большей степени региональными корпорациями. Например, сингапурская City Developments Ltd имеет 500 филиалов в 29 странах мира: в Азии, Австралии, Новой Зеландии, на Ближнем Востоке, в ряде стран европейского континента (Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Россия, Грузия) и США4 .

Примечательно, что крупнейшие корпорации Японии и ЮВА характеризуются тем, что в большинстве случаев доля их зарубежных активов составляет основную долю суммарных активов. Однако и в том и в другом случае есть ряд исключений, например: японские Nippon Telegraph & Telephone Corporation, Sony Corporation и Mitsubishi Corporation, малазийской Petronas и филиппинская San Miguel Corp. Тем не менее по соотношению суммарных и зарубежных активов корпорации Японии и стран ЮВА существенно не различаются и в данном случае показывают схожие подходы к транснационализации бизнеса: в большинстве крупнейших корпораций зарубежные активы составляют большую часть суммарных активов корпораций. Однако некоторые различия можно проследить при анализе сфер, в которых японские ТНК и корпорации ЮВА действуют на мировом рынке. Так, японские ТНК обозначили свое присутствие в автомобильном сегменте (тогда как только сингапурская корпорация Keppel занимается транспортным оборудованием — несколько смежной сферой производства), в сфере фармацевтики и производства бытовой электроники. Корпорации же стран ЮВА активнее занимают нишу строительного бизнеса, недвижимости, ресторанного бизнеса и производства еды и напитков. Примерно в одинаковых пропорциях корпорации Японии и ЮВА обозначили свое присутствие в сфере природных ресурсов и телекоммуникаций. Можно предположить, что японские корпорации в большей степени развивают бизнес в отраслях обрабатывающей тяжелой промышленности, тогда как корпорации ЮВА успешнее развивают международный бизнес в отраслях обрабатывающей легкой промышленности и создания инфраструктуры. Телекоммуникации и природные ресурсы — сферы, в которых активность проявляют ТНК и Японии, и стран ЮВА.

Примечательны различия в основных мотивах транснационализации корпораций Японии и ЮВА. Это предопределило территориальную структуру заребужной деятельности данных ТНК. С 1980-х гг. большая часть филиалов японских ТНК (63 %) размещалась в развивающихся странах, в основном в Восточной Азии (43 %), куда японские компании переносили наиболее загрязняющие экологию производства и где получали доступ к дешевой рабочей силе и дешевым источникам сырья7 . В странах Западной Европы и США японские компании размещали производства, как правило, чтобы преодолеть различные протекционистские торговые барьеры и ограничения, которые вводили эти страны. В отраслевом плане транснационализации в Японии подвергались энергоемкие и трудоемкие производства, компании, действующие в сфере добывающей промышленности. Таким образом, одной из ключевых задач глобального распространения японских корпораций изначально было стремление минимизировать издержки промышленного производства, и для завоевания новых рынков, и для удовлетворения спроса на внутреннем японском рынке, и по этой причине японские ТНК активно инвестировали и инвестируют в развивающиеся страны.

В 1990-е гг. ключевым методом транснационализации японских компаний становится заключение альянсов с зарубежными компаниями, а также сделки слияния и поглощения. Территориальная структура японских ПИИ в связи с этим в большей степени смещается в сторону развитых стран (Северная Америка и Западная Европа). В это время появляются альянсы Mitsubishi Motors с американской Chrysler, Nissan с французской Renault и т. д. В настоящее время японские корпорации продолжают реализовывать сделки слияния и поглощения. Так, в 2015 г. японские корпорации провели 560 таких сделок на сумму 11,2 трлн иен. В 2014 г. — 557 сделок слияния и поглощения.

В 2000-е гг. также проявилась тендеция деиндустриализации японской экономики, что выразилось в более динамичной транснацинализации компаний, работающих в сфере НИОКР, цифровизации и отраслей третичного сектора экономики.

Если говорить про развивающиеся страны, то в основном транснационализация их предпринимательских структур имела несколько иные предпосылки. Инвестиционные решения в странах ЮВА мотивируются поиском новых, более широких рыночных возможностей, стратегических активов и ресурсов и стремлением к установлению новых форм сотрудничества, способствующих повышению их собственной эффективности. По этим причинам корпорации из таких стран весьма охотно инвестируют в развитые страны, так как именно такие ПИИ оказываются в большей степени ориентированными на поиск новых стратегических активов собственного развития.

Мотивы транснационализации бизнеса монополий развивающихся стран часто имеют целью не столько минимизацию издержек — производственные издержки в них, как правило, не слишком высоки, — сколько максимизацию прибыли. Корпорации стран ЮВА в мире представлены в тех сегментах бизнеса, продукция которых является наиболее дорогостоящей и востребованной именно в развитых странах. Например, ресторанный бизнес, реализация продуктов питания и напитков, строительство различных объектов и сфера недвижимости — наиболее доходно реализовывать такую продукцию именно в развитых странах. Очевидно, что стоимость продуктов питания в странах Западной Европы, например, значительно выше, чем в Лаосе и Камбодже. Выход на рынки слабо развивающихся стран с невысокими экономическими показателями и уровнем жизни, возможно, просто не будет окупаться для корпораций развивающихся стран. Помимо фактора максимизации прибыли, присутствие на рынках развитых стран позволяет получать доступ к их современным технологиям, методам управления проектами и персоналом, подходам к обучению кадров. Как уже говорилось ранее, корпорации из стран ЮВА тоже стремятся быть не региональными, а глобальными, и, с одной стороны, это позитивная тенденция, так как не создает ограничений территориальному охвату их деятельности, но, с другой стороны, эта тенденция рождает риски недостаточного внутрирегионального инвестирования в ЮВА — корпорации стран не всегда заинтересованы в инвестировании в экономики друг друга, таким образом, теряются прежде всего возможности капитало вложений в такие наименее развитые страны субрегиона, как Лаос, Мьянма, Камбоджа, — внешние вливания капиталов в их экономики продолжают частично базироваться не на инвестициях, а на официальной помощи развития, например, из Японии, тогда как корпорации из соседних стран ЮВА обходят эти страны в своей инвестиционной стратегии.

Расчет относительных показателей АСЕАН в исходящих ПИИ Сингапура показывает, что суммарная доля стран АСЕАН в этом показателе составила на конец 2017 г. 18,7 %. Причем Лаос, Камбоджа, Бруней получают не более 0,5 % сингапурских инвестиций. Наиболее значительные инвестиционные потоки из Сингапура получают экономически более развитые Индонезия и Малайзия (суммарно 13,1 %). 17,3 % ПИИ Сингапура получил Китай, т. е. немногим менее суммарно всех стран АСЕАН. 14,6 % сингапурских прямых инвестиций направляется в страны ЕС. Примерно 4 % ПИИ Сингапура направляется в США (это больше, чем в любую страну АСЕАН, кроме Индонезии и Малайзии).

Данная статистика на примере Сингапура выявляет проблему недоинвестирования странами АСЕАН наименее экономически развитых соседей по субрегину. ТНК Сингапура предпочитают и считают экономически более целесообразным и эффективным инвестировать средства в Китай, страны ЕС, США, из стран АСЕАН — Малайзию, Индонезию и Таиланд, т. е. экономически более развитые и динамично развавающиеся страны, тогда как наименее развитые страны в данном субрегионе находятся в своебразном «тупике»: им сложно экономически развиваться, потому что не могут привлечь на эти цели внешние средства, и они не привлекают зарубежные инвестиции, потому что их рынки демонстрируют низкие показатели развития и малоинтересны зарубежным ТНК.

Небезынтересно рассмотреть, как сегодня взаимодействуют ТНК Японии и стран ЮВА. ЮВА уже несколько десятилетий является производственной базой японских ТНК, там расположено много филиалов японских корпораций в обрабатывающей промышленности. Этому способствовали географическая близость стран, относительно дешевая рабочая сила, наличие ресурсов, благоприятный инвестиционный климат и режим налогообложения. Япония и сейчас активно инвестирует в субрегион: в 2018 г. на АСЕАН пришлось 18,7 % суммарных японских прямых иностранных инвестиций (29 754 млн долл.).

Японские компании традиционно рассматривают приобретение иностранных компаний в качестве одного из основных компонентов своих стратегий развития. Они надеются извлечь выгоду из экономического роста в развивающихся странах, в частности ЮВА, и расширить свой бизнес за счет покупки их компаний. В последние годы особое внимание слияниям и поглощениям компаний Юго-Восточной Азии уделяют японские финансовые корпорации. Так, Sumitomo Mitsui Banking приобрела долю в акционерном капитале Eximbank (Вьетнам) в 2007 г. за 25 млрд иен. Затем в 2011 г. Mizuho Corporate Bank (в настоящее время Mizuho Bank) инвестировал 43 млрд иен в Vietcombank (Вьетнам). В 2012 г. Bank of Tokyo–Mitsubishi UFJ вложил 60 млрд иен во вьетнамский Vietinbank. В 2013 г. Sumitomo Mitsui Banking приобрел 40 %-ную долю в индонезийском Bank BTPN за 150 млрд иен, а Bank of Tokyo– Mitsubishi UFJ — за 560 млрд иен банк Аюдхья (Таиланд). В 2015 г. Sumitomo Corp. приобрела 17,5 % долю в индонезийской банке BTNP за 56 млрд иен; японская компания Kintetsu World Express инвестировала в сингапурскую компанию APL Logistics 140 млрд иен. Банк Токио-Mitsubishi UFJ купил за 90 млрд иен около 20 % акций Security Bank, крупного филиппинского банка в 2016 г., чтобы сделать его дочерней компанией по схеме долевого участия8 .

Есть примеры инвестиционного сотрудничества корпораций Японии и ЮВА на рынках третьих стран. Так, в 2015 г. состоялась крупная сделка между японской «Иточу корпорейшн» и ее тайским партнером Charoen Pokphand Group (CP Group) по покупке акций дочерней компании CITIC — крупного государственного предприятия Китая — примерно за 1,2 трлн иен. И это стало одной из самый круп ных японских инвестиций в Китае9 , и что примечательно, в сотрудничестве с компанией из Таиланда.

Не только японские ТНК действуют на рынках ЮВА, но и некоторым корпорациям ЮВА удалось закрепиться на японском рынке. Например, Petronas, самой значительной ТНК Юго-Восточной Азии, как следует из рейтингов ЮНКТАД. Впервые корпорация вышла на японский рынок в 1975 г., когда стала поставлять малазийскую сырую нефть в Японию. В 2017 г. Petronas через свой филиал Malaysia LNG заключила 10-летний контракт на поставку СПГ с японской компанией Hokkaido Electric Power. Тогда же Petronas вышла на японский рынок смазочных материалов, начав поставлять в страну автомобильные моторные масла премиум-класса. Интересы сторон комплементарны, поэтому удалось наладить взаимовыгодное долгосрочное партнерство. Однако летом 2019 г. было объявлено, что Petronas и консорциум японских компаний во главе с JXTG Holdings проявляют интерес к покупке доли в проекте нефтеперерабатывающего завода в Индии. По мере развития ситуации будет понятно, станут ли Япония и Petronas партнерами или конкурентами в данном проекте на территории третьей страны.

Язык статьи:
Действия с выбранными: