При каких условиях компании необходимо задумываться о внедрении TMS: существенный рост парка транспортных средств, неравномерность (пиковые часы), необходимость быстрого перепланирования маршрутов, контроль водителей?
В первую очередь потребность в TMS появляется при увеличении количества заказов и уменьшении сроков их реализации. Например, если во владении до 5–6 грузовых автомобилей, срок реализации проекта перевозок 3–4 суток, менеджер имеет время рассчитать оптимальные маршруты. В случае, когда сроки сокращены до 1 сут. и менее, сотруднику трудно учесть нюансы по всем автомобилям и планировать максимально удобные и безопасные маршруты. В таком случае неизбежны значительные погрешности, а также как следствие потери. Если подобные ситуации появляются постоянно или увеличиваются, менеджеру целесообразно начать использовать TMS-системы. Помимо планирования маршрутов TMS позволит контролировать водителей на маршрутах. До 5 чел. контроль можно осуществлять в телефонном режиме, но если штат водителей растет, нужно привлекать другие инструменты. Благодаря TMS менеджер не занимается непосредственным сбором информации, ведь это автоматически делает система, его сфера — анализ статистических данных.
Для каких компаний внедрение TMS является существенным конкурентным преимуществом: владельцы парков, экспедиторы без парка ТС?
В первую очередь, TMS нужна для транспортных служб розничных сетей. То есть тем, у кого большая номенклатура заказов, значительное количество мелких отправлений. Для них эта система управления является самым оптимальным вариантом. Следующие пользователи TMS — это логистические службы, производители и дистрибуционные компании, которые на собственных складах имеют заказы и делают доставки клиентам. Третьи — это компании, которые занимаются курьерской доставкой. Имею в виду компании, самостоятельно занимающиеся планированием собственных доставок. Благодаря TMS они становятся более конкурентными, поскольку конечная цена продукции на полке будет ниже через грамотное планирование маршрутов доставки и затрат на них. Четвертая категория пользователей — это компании-перевозчики, которые реализуют заказы клиентов. Им TMS-система нужна в части операционного управления транспортом (когда на маршрут выходит более 10–20 ед. транспортных средств). Благодаря системе они уменьшают количество непродуктивных потерь от использования парка автомобилей и соответственно расходов связанных с перевозочным процессом.