По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:398.23

Типы креолизованных интернет-мемов в студенческой смеховой культуре

Фадеева Ксения Александровна ФГБОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Россия, 620083, Екатеринбург, просп. Ленина, 51, E-mail: kseniyafadeeva@mail.ru

Статья посвящена особенностям студенческой смеховой культуры, сформировавшейся в пространстве Интернета. Автор выделяет и анализирует интернет-мемы, характерные для студенческой смеховой культуры, выявляет их специфику, а также исследует конкретные типы, в которых представлена креолизованная форма интернет-мема в студенческой смеховой культуре.

Литература:

1. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья Бахтин М.М. и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М., 1990. — 543 с.

2. Весёлый студент. [Электронный ресурс.] URL: http://vk.com/nice_student (дата обращения 15. 12. 2015)

3. Весёлый студент. [Электронный ресурс.] URL: http://vk.com/nice_ student?z=photo-29832607_390290411 %2Falbum-29832607_00 %2Frev

4. Весёлый студент. [Электронный ресурс.] URL: http://vk.com/nice_ student?z=photo-29832607_390878039 %2Falbum-29832607_00 %2Frev

5. Весёлый студент. [Электронный ресурс.] URL: http://vk.com/nice_ student?z=photo-29832607_390233858 %2Falbum-29832607_00 %2Frev

6. Весёлый студент. [Электронный ресурс.] URL: http://vk.com/nice_ student?z=photo-29832607_390814852 %2Falbum-29832607_00 %2Frev

7. Эгоистичный ген / Р. Докинз. — М.: Мир, 1993. — 318 с. Докинз Р.

8. Информационно-развлекательный портал Екабу. [Электронный ресурс.] URL: http://ekabu.ru/fun/85556-prikolyuhi.html

9. Информационно-развлекательный портал Пикабу. [Электронный ресурс.] URL: http://pikabu.ru/story/znaete_chto_otlichaet_lyudey_s_vyisshim_ obrazovaniem_znaniya_neee_518519 (дата обращения 07. 12. 2015).

10. Информационно-развлекательный портал Пикабу. [Электронный ресурс.] URL: http://pikabu.ru/story/kogda_oshibsya_auditoriey_3269848

11. Информационно-развлекательный портал Пикабу. [Электронный ресурс.] URL: http://pikabu.ru/story/studentyi_1575367

12. Психолингвистические особ Литневская Е. И. енности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра / Е. И. Литневская, А. П. Бакланова // Вестник Московского университета. — Серия 9. Филология. 2005 — № 6. — С. 46–61.

13. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше Рашкофф Д. сознание / Д. Рашкофф. — М., 2003. — 368 с.

14. «Виртуальный» фольклор в контексте народной смеховой Рукомойникова В.П. культуры: Автореферат канд. диссертации. [Электронный ресурс.] URL: http:// cheloveknauka.com/v/40567/a?#?page=9 (дата обращения 27.01.14)

15. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Е. Т. Савиц- Савицкая Е.Т. кая. — Культура в современном мире. — № 3, 2013. [Электронный ресурс.] URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/ articles/2013/03/2013–03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения 30.01.14).

16. Мемы: миф и реальность. [Электронный ресурс.] URL: http://www. Столетов А. marketing.spb.ru/lib-around/socio/meme.htm (дата обращения 31.01.14).

17. Типичный питерский студент. [Электронный ресурс.] URL: http://vk.com/ typical_st?z=photo-54109514_329683374 %2Falbum-54109514_00 %2Frev

18. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидно- Шомова С.А. сти // С. А. Шомова. — Бизнес. Общество. Власть. — № 22, 2015. — С. 28–41.

19. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Щурина Ю.В. Ю. В. Щурина. — Филология. — Вып. 3, 2012. — С. 160–172.

Статья поступила 14.02.2016 г.

В последнее время исследователи все чаще обращаются к такому явлению современной жизни как Интернет. Появившаяся сравнительно недавно глобальная Сеть стала играть важную роль в жизни общества. Она дает большие возможности для коммуникационной деятельности человека.

Особенностью коммуникаций в Интернете является их масштабность и тот факт, что практически любая информация распространяется с мгновенной скоростью. Открытость интернет-пространства предстаёт благоприятной средой для развития смеховой культуры. Комический эффект часто достигается при помощи текстового языка. Язык в Интернете претерпевает значительные изменения, с ним экспериментируют, играют со словом, намеренно искажают принятые грамматические формы, вводят слова из других языков.

Одним из отличий игры с текстами и словами в Интернете является то, что к ним добавляется использование визуальных форм. Специфическим для интернет-пространства средством достижения комического эффекта являются «интернет-мемы». Интернет-мем — понятие, которое возникло и вошло в обиход в первом десятилетии XXI в. Изначально оно употреблялось в СМИ и бытовой лексике интернет-пользователей. В последнее время понятие активно изучается представителям различных гуманитарных наук. Интернет-мем обозначает информацию, которая быстро приобрела популярность в Сети и также быстро распространилась в коммуникативном поле Интернета посредством различных сайтов, форумов и т. д. Интернет-мемами могут являться слова, изображения, видео, звукоряд.

Интернет-мем может быть представлен различными формами, которые, на наш взгляд, удачно выделила Ю. В. Щурина [19]:

• текстовый мем: слово или фраза;

• мем-картинка;

• видеомем;

• креолизованный мем, состоящий из текстовой и визуальной части.

Успех интернет-мема зависит от темы, выбранной автором. Важно, чтобы шутка затрагивала интересы многих людей, находила отклик в их сознании. Поэтому «важным оказывается намеренное сужение фокус-группы, на которую ориентирован интернет-мем и которая может его понять, оценить: это может быть группа пользователей определенного ресурса, группа людей, объединенных рамками профессии или социальными рамками и т. п.» [19. С. 163]. Но интернет-пространство по своему определению открыто для всех, так что мемы часто становятся достоянием широкой аудитории.

Для Цитирования:
Фадеева Ксения Александровна, Типы креолизованных интернет-мемов в студенческой смеховой культуре. Вопросы культурологии. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: