По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Типологический подход в исследованиях общественных систем: гносеологические пределы и возможности

Флиер Андрей Яковлевич главный научный сотрудник, Российскbq научно-исследовательскbq институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор, Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2, E-mail: andrey.fl ier@yandex.ru

В статье подробно рассматриваются возможности типологического подхода как эффективного метода анализа процессов в жизни человека, общества и культуры. Подробно представлены возможности этого подхода, его научно-исследовательский потенциал и одновременно его гносеологические пределы и ограничения. Автор доказывает, что в социокультурных практиках все феномены различаются как «типичные» — они влияют на интеграцию общества — и «нетипичные», функции которых направлены на обеспечение иных сторон социокультурной жизни.

Литература:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989. — 247 с.

2. Зубов А.Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. — М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с.

3. Каган М.С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.

4. Малиновский Б. Динамика культурных изменений. Исследование расовых отношений в Африке // Б. Малиновский. Избранное: Динамика культуры. — М.: РОССПЭН, 2004. — 958 с.

5. Орлова Э.А. Понятие «образ жизни» в контексте изучения социокультурной микродинамики // Обсерватория культуры. — 2011. — № 2. — С. 28–36.

6. Пинкер С. Язык как инстинкт. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 456 с.

7. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Пред. науч.-ред. совета В.С. Степин. — 2-е изд. — Т. 1. — М.: Мысль, 2010. — 744 с.

8. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1988. — 592 с.

9. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. — М.: Согласие, 2012. — 528 с.

10. Флиер А.Я. Предназначение культуры // Вестник Московского государственного института культуры. — 2016. — № 3. — С. 24–31.

11. Ценности культуры и современная эпоха. — М.: Наука, 1990. — 132 с.

Любая типология представляет собой условность, создаваемую учеными для удобства описания и исследования предмета изучения. Сами же реальные процессы представляют собой информационное поле, некую информационную непрерывность, растекающуюся между людьми и связывающую их, подобно цементному раствору, в ту или иную социальную целостность. Конечно, конкретные культурные феномены обладают определенными специфическими чертами, по которым и осуществляется их типологизация. Но большинство этих черт амбивалентно и ситуативно воздействуют то на этническую консолидацию, то на сословную, то на религиозную. Поэтому в разных типологиях эти параметры относятся то к этническим, то к конфессиональным, то к иным типам.

Вместе с тем все культурные феномены так или иначе (непосредственно или опосредованно) работают на социальную интеграцию своего сообщества и одновременно на его размежевание с иными сообществами. Причины этой двойственной функции культуры, работающей одновременно и на интеграцию, и на дифференциацию, связаны с разделением человечества на разные народы, истоки которого являются одной из сложнейших и до сих пор не решенных аналитических проблем в общественных науках и сейчас рассматриваться не будут.

Культуру обычно группируют в отрасли социально значимой деятельности, такие как религия, искусство, язык и т.п. Хотя я сам как ученый с большим сомнением отношусь к тому, что искусство является частью культуры, но, поскольку эта включенность остается массовой точкой зрения, в данной статье я буду придерживаться этой позиции.

Различные отрасли культуры в принципе можно разделить на типичные и нетипичные. Под типичными явлениями мной понимаются высокая частотность использования соответствующих культурных феноменов в социальной жизни, их массовая распространенность, практическая внедренность в культуру большей части населения, а также их непосредственная целеустановка на обеспечение социальной интеграции сообщества. Нетипичные явления культуры могут быть также широко распространены, но пользование ими является прерогативой ограниченной части населения, в первую очередь специалистов соответствующего профиля и некоторой группы поклонников, а главное в том, что хотя они тоже активно участвуют в социальной интеграции, но специально этой цели не преследуют, а выполняют ее латентно и ситуативно.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Типологический подход в исследованиях общественных систем: гносеологические пределы и возможности. Ученый совет. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: