Любая типология представляет собой условность, создаваемую учеными для удобства описания и исследования предмета изучения. Сами же реальные процессы представляют собой информационное поле, некую информационную непрерывность, растекающуюся между людьми и связывающую их, подобно цементному раствору, в ту или иную социальную целостность. Конечно, конкретные культурные феномены обладают определенными специфическими чертами, по которым и осуществляется их типологизация. Но большинство этих черт амбивалентно и ситуативно воздействуют то на этническую консолидацию, то на сословную, то на религиозную. Поэтому в разных типологиях эти параметры относятся то к этническим, то к конфессиональным, то к иным типам.
Вместе с тем все культурные феномены так или иначе (непосредственно или опосредованно) работают на социальную интеграцию своего сообщества и одновременно на его размежевание с иными сообществами. Причины этой двойственной функции культуры, работающей одновременно и на интеграцию, и на дифференциацию, связаны с разделением человечества на разные народы, истоки которого являются одной из сложнейших и до сих пор не решенных аналитических проблем в общественных науках и сейчас рассматриваться не будут.
Культуру обычно группируют в отрасли социально значимой деятельности, такие как религия, искусство, язык и т.п. Хотя я сам как ученый с большим сомнением отношусь к тому, что искусство является частью культуры, но, поскольку эта включенность остается массовой точкой зрения, в данной статье я буду придерживаться этой позиции.
Различные отрасли культуры в принципе можно разделить на типичные и нетипичные. Под типичными явлениями мной понимаются высокая частотность использования соответствующих культурных феноменов в социальной жизни, их массовая распространенность, практическая внедренность в культуру большей части населения, а также их непосредственная целеустановка на обеспечение социальной интеграции сообщества. Нетипичные явления культуры могут быть также широко распространены, но пользование ими является прерогативой ограниченной части населения, в первую очередь специалистов соответствующего профиля и некоторой группы поклонников, а главное в том, что хотя они тоже активно участвуют в социальной интеграции, но специально этой цели не преследуют, а выполняют ее латентно и ситуативно.