Одной из первостепенных задач корпоративного управления в организациях здравоохранения является выработка оптимальной стилистики менеджмента. Главным образом это связано с той высокой значимостью, которую имеет качество персонала в медицинской деятельности. Обратившись к передовому зарубежному опыту, можно выделить несколько принципов, на которых базируется управление в самых преуспевающих западных клиниках, являющиеся призерами премии EFQM (Европейского фонда управления качеством). К ним относятся эффективное управление человеческими ресурсами, система менеджмента качества и инновационная направленность. При этом умелый HR-менеджмент является ключевым инструментом, который способен влиять на все остальное [1–3].
Анализ литературы, посвященной менеджменту и управлению человеческими ресурсами, продемонстрировал, что по стилистике менеджмента европейские страны можно разделить на страны севера и юга Европы. Исторически им присущи противоположные подходы. Склонность к авторитарному менеджменту с жесткой и многоступенчатой иерархией характерна для Испании, Португалии, Франции, Италии, Греции. Демократическая настроенность менеджмента с минимальной иерархичностью и высокой степенью вовлеченнности персонала в принятие решений практикуется в Германии, Англии, Скандинавских странах [4–6].
Корпоративная культура, лояльность и созидательная активность сотрудников медицинской организации находятся в прямой зависимости от стилистики управления. Сегодня каждый главный врач имеет возможность использовать подходящую именно ему модель управления, например такую, как основанная на делегировании полномочий и ответственности Гарцбургская модель, которая была предложена немецкими учеными Р. Хеном и Г. Беме в середине прошлого века. Основная идея модели состоит в том, что каждому сотруднику предоставляется определенный диапазон задач и полномочий, в рамках которого он имеет право самостоятельно действовать и принимать решения [7]. Сотрудник должен нести полную персональную ответственность за порученный ему участок работы, не перекладывая ее на других стейкхолдеров (рис. 1).