По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2012-01

Типологические основы делегирования в здравоохранении

Бердутин Виталий Анатольевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры выездного и инновационного обучения по интегрированным дисциплинам медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России, Москва, 123098, заместитель начальника договорного отдела, ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, E-mail: kartikeya2691@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0003-3211-0899

Корпоративная культура, лояльность и созидательная активность сотрудников медицинской организации находятся в прямой зависимости от стилистики управления. Сегодня главный врач имеет возможность выбирать подходящую именно ему модель управления, например такую, как основанная на делегировании полномочий и ответственности Гарцбургская модель. Основная идея модели состоит в том, что каждому сотруднику предоставляется определенный диапазон задач и полномочий, в рамках которого он имеет право самостоятельно действовать и принимать решения. Особое внимание там уделяется софт-менеджменту, т. е. навыкам управления персоналом и искусству межличностных коммуникаций. В статье описан способ потенциирования ресурса Гарцбургской модели, делегирование в которой за счет использования типологической платформы приобретает остро направленный личностный характер, становясь по-настоящему эффективным управленческим инструментом, существенно улучшающим качество и доступность медицинской помощи населению.

Литература:

1. Rakhmanova N. Quality Improvement Handbook. A Guide for Enhancing the Performance of Health Care Systems. FHI 360; 2017: 132.

2. Манерова О. А. Научное обоснование системы формирования кадрового потенциала в условиях реформы здравоохранения. диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Московская медицинская академия. — Москва. 2005: 347 с.

3. Абаева О. П. Научное обоснование и пути совершенствования работы с врачебными кадрами стационарного звена муниципального здравоохранения. диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства. — Иваново. 2006: 190 с.

4. Календжян С. О., Гумилевская О. В. Корпоративное управление и делегирование полномочий: адаптация европейского опыта в российском бизнесе. Российский внешнеэкономический вестник. 2014; 5: 22–39.

5. Petrescu I., Konrad C. Human resources management in the European context. Review of International Comparative Management. 2012: 49–54.

6. Tixier M. Management styles across Western European cultures. The International Executive. 1994 July/August; 36 (4): 377–389.

7. Календжян С. O., Беме Г. Делегирование полномочий и ответственности: система эффективного управления. — Москва: Дело. 2007: 280 с.

8. Календжян С. О. Трансформация системы делегирования полномочий и ответственности в работе компаний. ЭКО. 2013; 10: 143–152.

9. Бердутин В. А. Робастное управление человеко-центрированной медицинской организацией. Главврач. 2020; 5: 17–34.

10. Бердутина Э. В., Бердутин В. А. Соционический подход к управлению персоналом медицинской организации: Учебное пособие / Под ред. В. А. Соколова. — Нижний Новгород. 2016: 73 с.

11. Трейси Б. Делегирование и управление. — Москва: Манн, Иванов и Фербер. 2014: 144 с.

12. Бердутин В. А., Бердутина Э. В. Медицинская этика и деонтология с позиции соционики: Монография. — Нижний Новгород. 2018: 200 с. с ил.

13. Звонарева Н. А. Психологические аспекты диагностики типа информационного метаболизма. Психология и соционика межличностных отношений. 2018; 5–6: 13–17.

14. Белецкая И. Е., Белецкий С. А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. — Москва: Черная белка. 2014: 296 с.

15. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology; Lap Lambert Academic Publishing: Beau Bassin. 2018: 394.

16. Бердутин В. А. Этико-деонтологические аспекты применения типологии в учреждениях медико-социальной экспертизы / Эффективный менеджмент здравоохранения: стратегии инноваций; Всерос. науч.-практ. конф., Саратов 25–26 окт. 2018 г.: сб. материалов / Сарат. гос. мед. ун-т. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та. 2018: 264 с.

17. Бердутин В. А., Бердутина Э. В. Логистика прикладных решений для бережливого здравоохранения и соционическая типология. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin. 2020: 205.

18. Бердутина Э. В. Использование соционического подхода в комплексной оценке управленческой команды крупного холдинга. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2013; 9 (129).

19. Бердутина Э. В. Методики соционического ассесмента для юридических лиц, опыт применения инноваций. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2018; 7–8: 187–188.

20. Дзюбак С. А., Бердутина Э. В., Бердутин В. А. Формирование принципов подбора административных менеджеров на основе моделей взаимоотношения медицинских работников и пациента. Главврач. 2020; 1: 34–42.

21. Романов С. В., Дзюбак С. А., Абаева О. П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 61 (3): 47–50.

22. Токнов Н. Ю., Тихомирова Ю. А. Соционические методы постановки рабочих задач [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.socionics.ru/2009-01-13-08-00-23/64-hr/717.

23. Лапидус В. А. Система систем менеджмента, новые подходы к менеджменту качества и производительности. Business Excellence. 2020; 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=192985&fbclid=IwAR2mFGD8aV3jcAz3Ffq5UFsbgyX88oZ GrZ6Pql7DCsgXUuAph1WzVhpINJ4.

24. Филиппов Ю. Н., Гусева И. К., Абаева О. П. Регламентация врачебной деятельности и кадровая политика лечебно-профилактического учреждения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004; 4: 34–37.

1. Rakhmanova N. Quality Improvement Handbook. A Guide for Enhancing the Performance of Health Care Systems. FHI 360; 2017; 132 p.;

2. Manerova O.A. Scientific substantiation of the system for the formation of human resources potential in the context of health care reform. Thesis for the degree of PhD in Medicine / SEI HPE Moscow Medical Academy. Moscow, 2005 - 347 p.

3. Abaeva O.P. Scientific substantiation and ways of improving work with medical personnel of the inpatient link of municipal health care. Thesis for the degree of PhD Candidate in Medicine / FSI Ivanovo Research Institute of Motherhood and Childhood. Ivanovo, 2006 190 p.

4. Kalendzhyan S.O., Gumilevskaya O.V. Corporate governance and delegation of authority: adapting European experience in Russian business. Russian Foreign Economic Bulletin. No. 5, 2014; P. 22-39.

5. Petrescu I., Konrad C. Human resources management in the European context. Review of International Comparative Management, 2012, P. 49-54.

6. Tixier M. Management styles across Western European cultures. The International Executive, Vol. 36(4), July/August, 1994; P. 377-389.

7. Kalendzhyan S.O., Beme G. Delegation of powers and responsibilities: a system of effective management. - M.: Delo, 2007; 280 p.

8. Kalendzhyan S.O. Transformation of the system of delegation of authority and responsibility in the work of companies. All-Russian economic journal ECO, No. 10, 2013; P. 143-152.

9. Berdutin V.A. Robust management of a person-centered medical organization. Chief medical officer. 2020; No. 5; P. 17-34.

10. Berdutina E.V., Berdutin V.A. Socionic approach to personnel management of a medical organization: textbook. Ed. associate professor V.A. Sokolov; N. Novgorod, 2016; 73 p.

11. Tracy B. Delegation and management. Publ. house Mann, Ivanov and Ferber, Moscow, 2014; 144 p.

12. Berdutin V.A., Berdutina E.V. Medical ethics and deontology from the perspective of socionics: Monograph - N. Novgorod, 2018; 200 p. with ill.

13. Zvonareva N.A. Psychological aspects of diagnostics of the type of information metabolism. Psychology and socionics of interpersonal relations. 2018. No. 5-6. P. 13-17.

14. Beletskaya I.E., Beletskiy S.A. Secrets of Socionics. How to type according to Reinin's characteristics. M.: Black squirrel, 2014; 296 p.

15. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology; Lap Lambert Academic Publishing: Beau Bassin. 2018; 394 p.;

16. Berdutin V.A. Ethical and deontological aspects of the application of typology in institutions of medical and social expertise / Effective healthcare management: innovation strategies; All-Russian scientific and practical conf., Saratov, October 25-26, 2018: coll. of materials / Saratov State Medical University. - Saratov: Publishing house of the Saratov State Medical University, 2018. – 264 p.; P. 41-44.

17. Berdutin V.A., Berdutina E.V. Logistics of applied solutions for lean healthcare and socionic typology. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin, 2020; 205 p.

18. Berdutina E.V. Using the socionic approach in the comprehensive assessment of the management team of a large holding. Management and personnel: management psychology, socionics and sociology. 2013; 9 (129).

19. Berdutina E.V. Methods of socionic assessment for legal entities, experience in the application of innovations. Management and personnel: management psychology, socionics and sociology. 2018; 7-8 (187-188).

20. Dzyubak S.A., Berdutina E.V., Berdutin V.A. Formation of principles for the selection of administrative managers based on models of the relationship between medical workers and the patient. Chief medical officer. 2020. No. 1, P. 34-42.

21. Romanov S.V., Dzyubak S.A., Abaeva O.P. Ways to increase patient satisfaction when servicing in the registry of a polyclinic of a medical organization of the FMBA of Russia. Emergency medicine. 2017. Vol. 61. No. 3. P. 47-50.

22. Toknov N.Yu., Tikhomirova Yu.A. Socionic methods of setting work tasks. Electronic resource: http://www.socionics.ru/2009-01-13-08-00-23/64-hr/717

23. Lapidus V.A. Management systems system, new approaches to quality and performance management. Business Excellence. 2020; 10. Electronic resource: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=192985&fbclid=IwAR2mFGD8aV3jcAz3Ffq5UFsbgyX88oZGrZ6Pql7DCsgXUuAph1WzVhpINJ4

24. Filippov Yu.N., Guseva I.K., Abaeva O.P. Regulation of medical activities and personnel policy of a medical institution. Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicine. 2004. No. 4. P. 34-37.

Одной из первостепенных задач корпоративного управления в организациях здравоохранения является выработка оптимальной стилистики менеджмента. Главным образом это связано с той высокой значимостью, которую имеет качество персонала в медицинской деятельности. Обратившись к передовому зарубежному опыту, можно выделить несколько принципов, на которых базируется управление в самых преуспевающих западных клиниках, являющиеся призерами премии EFQM (Европейского фонда управления качеством). К ним относятся эффективное управление человеческими ресурсами, система менеджмента качества и инновационная направленность. При этом умелый HR-менеджмент является ключевым инструментом, который способен влиять на все остальное [1–3].

Анализ литературы, посвященной менеджменту и управлению человеческими ресурсами, продемонстрировал, что по стилистике менеджмента европейские страны можно разделить на страны севера и юга Европы. Исторически им присущи противоположные подходы. Склонность к авторитарному менеджменту с жесткой и многоступенчатой иерархией характерна для Испании, Португалии, Франции, Италии, Греции. Демократическая настроенность менеджмента с минимальной иерархичностью и высокой степенью вовлеченнности персонала в принятие решений практикуется в Германии, Англии, Скандинавских странах [4–6].

Корпоративная культура, лояльность и созидательная активность сотрудников медицинской организации находятся в прямой зависимости от стилистики управления. Сегодня каждый главный врач имеет возможность использовать подходящую именно ему модель управления, например такую, как основанная на делегировании полномочий и ответственности Гарцбургская модель, которая была предложена немецкими учеными Р. Хеном и Г. Беме в середине прошлого века. Основная идея модели состоит в том, что каждому сотруднику предоставляется определенный диапазон задач и полномочий, в рамках которого он имеет право самостоятельно действовать и принимать решения [7]. Сотрудник должен нести полную персональную ответственность за порученный ему участок работы, не перекладывая ее на других стейкхолдеров (рис. 1).

Для Цитирования:
Бердутин Виталий Анатольевич, Типологические основы делегирования в здравоохранении. ГЛАВВРАЧ. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: