Маркетинг не только диктует потребителям моду, проектируя нужный спрос, — он сам подвержен модным трендам. Одним из них стал маркетинг территорий — и, похоже, эта популярность надолго. О настоящем и будущем маркетинга территорий в России мы беседуем с Наталией Беляковой.
— Наталия, кажется, маркетингом территории не занимается сегодня только ленивый — настоящее поветрие в профессиональном сообществе.
— Я бы расширила: территория и люди — вот что действительно модно! Профессиональный, а также дилетантский или просто обывательский интерес к этой сфере маркетинга — лишь одно из следствий этого тренда. Мы видим, что в повышенном общественном внимании купается также урбанистика, архитектура, околотуристические исследования. Экономика совместного потребления — это не прогноз, а констатация нынешней реальности. Именно она рождает спрос на знания и методы, позволяющие это потребление организовать наиболее эффективно.
— Совсем недавно именно общественность принимала участие в создании бренд-айдентики территории…
— Да, все желающие имели возможность проявить себя. Активно рисовались логотипы городов, областей и даже федеральных округов, генерировались слоганы. Создалось впечатление, что все очень просто и легко и упражнениями в дизайне можно ограничиться.
Есть и другое последствие, более серьезное. Сведение маркетинга территории к брендингу существенно подпортило реноме отрасли в целом. Да хоть бы был полноценный брендинг — так ведь и он присутствовал далеко не всегда. Какой там шестиугольник Саймона Анхольта! Часто дело ограничивалось визуалом, висящим в воздухе, — в платформе его создатели не нуждались.
СПРАВКА ОБ АВТОРЕ
Наталия Белякова
Эксперт-консультант по маркетингу территорий, региональный директор по маркетингу и PR итальянского холдинга Domina Group; телеведущая и журналист, ведущая авторской программы Grand tour на Меdiametrics.