По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Территория Пангеи. Текстостерон для текстуальной революции*

Люсый Александр Павлович ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва», Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, E-mail: allyus1@gmail.com

Рассматривается один из аспектов текстуальной революции в России, как нами характеризуется процесс учреждения локальных текстов культуры — обратное влияние данных (сверх)текстов на литературный процесс. В качестве одной из претерпевших такое влияние художественных версий пространственных и временных ритмов России представлен роман писателя и филолога Марии Голованивской «Пангея»

Литература:

1. Антипитерская проза. — СПб., 2008. Бузулукский А.

2. Пангея. — М., 2014. Голованивская М.

3. Правдивая сказка // Colta. — 21.07.2014. [Электронный ресурс.] URL: Гринберг Ф. http://www.colta.ru/articles/literature/3965 Дата обращения: 01.08.2015 г.

4. Холст // Новый мир. — 2005. — № 3. Ермаков О.

5. Упорное пребывание России на блюде текста // Философские Люсый А.П. науки. — 2007. — № 8.

6. Топологическая версия постчеловеческой персонологии: Чеклецов В.В. к Разумным Ландшафтам. [Электронный ресурс.] URL: http://samlib.ru/c/ cheklecow_w_w/geo_sapiens.shtml Дата обращения: 01.08.2015 г.

7. Пилюли счастья. — М., 2010.

* Статья написана при поддержке грантов РГНФ: № 15–03–00581 «Освоение репрезентаций пространства в культурных практиках: история и современность» и № 15–33– 14106 «Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого)».

Статья поступила 13.08.2015 г.

В конце ХХ в. стало проявляться такое эстетическое своеобразие современной русской литературы, как ее текстуализация. В размышлениях о ценностных доминантах человеческого бытия, сквозь призму которого рассматривается литературный процесс и осуществляется самосознание самой литературы и литературной критики как составной части литературного процесса, литература и критика формируют свой «образ культуры» и посредством его осмысления становятся фактически в какой-то степени прикладной культурологией.

Здесь уместно вспомнить Концепцию Разумных Ландшафтов, как В. В. Чеклецов называет попытку интегрального синергийного подхода к социо-культурному, трансцендентному и экономическому измерениям постчеловеческой персонологии [6]. Разумный Ландшафт — это мета-форма Постчеловеческого Тела: экстраполяция Топологии Личности до интерактивной автопоэтической среды для Другого на реальной местности. Таким образом, Разумный Ландшафт — это топологическая само-репрезентация и само-актуализация Постчеловеческого Субъекта, где он конструирует свое Тело, как социальное пространство для другой постантропологической Личности. Аналогичными проблемами, кстати сказать, в последние годы жизни был увлечен И. Сельвинский.

Что же касается современной литературной ситуации — писатель сейчас не столько пишет произведение, сколько учреждает текст — и авторский, и локальный (как всеобщий), или подключается к его функционированию. «Итак, город звался Глинск…», — начинает О. Н. Ермаков роман «Холст», в котором пытается замкнуть историко-мифологическую образную цепь Смоленска [4].

Начав читать роман Светланы Шенбрунн «Пилюли счастья», мне сначала показалось, что если эта проза и может быть интересна, то разве что культурологически, с точки зрения иллюстрации текстуального характера современной культуры как таковой. В первом же абзаце изложено нечто вроде художественного кредо автора: «…ты еще и глаз не продрал, а все уже описано.

Для Цитирования:
Люсый Александр Павлович, Территория Пангеи. Текстостерон для текстуальной революции*. Вопросы культурологии. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: