По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:316.42

Территория как социальное и культурное пространство *

Ильина Александра Вадимовна. ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет». Россия, 681013, Комсомольск-на-Амуре, просп. Ленина, 27, e-mail: avi-1975@mail.ru

В основе данного исследования лежит определение территории как социокультурного пространства. При этом территория, будучи пространством социокультурным, является локусом пространства физического. Взаимосвязь этих факторов проявляется в деятельности человека, познающего и преобразующего конкретную территорию

Литература:

1. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1. — М., 1994. — 406 с.

2. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Г.А. Чередниченко / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

3. Замятин Д. Н. Геокультура: образ и интерпретации  // Социологический журнал. — 2002. — № 2. — С. 5–13.

4. Замятин Д. Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам // Общественные науки и современность. — 2001. — № 1. — С. 125–138.

5. Замятин Д. Н. Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 6. — С. 25–36.

6. Ивашов Л. Г. Россия и мир на пороге нового тысячелетия. — М., 1998. — 480 с.

7. Мыльников А. С. Основыисторической типологии культуры. — Л., 1979. — 96 с.

8. Поздняков Э. А. Геополитика. — М., 1995. — 95 с. — Библиогр.: с. 92–94.

9. Прохоренко И. Понятие границы в современной геополитике // Геополитика: теория и практика. — М., 1993. — С. 124–145.

10. Топоров В. Н. Очерк теории естественнонаучных знаний в древности. — М., 1982. — 279 с.

11. Туровский Р. Ф. Политическая география: Учебное пособие.  — Смоленск.: Изд-во СГУ, 1999. — 364 с.

12. Шаню П. Экономическая история: проблемы и перспективы  // THESIS.  — 1993. — Вып. 1. — С. 140–143.

13. Шиловский Д. П. Исчисление пространства в архаическом космогоническом тексте: к интерпретации стихов 736–738 «Теогонии» Гесиода // Вестник МГУ. — Серия 9: Филология. — № 6. — 1998. — С. 93–100.

14. Элиаде М. Космос и история. — М., 1987. — 312 с.

Статья поступила 24.12.2016 г.

Во всех случаях главным действующим лицом территории как социокультурного пространства является человек. В практической жизни он воспринимает пространство таким, каким оно ему видится. Если проанализировать понятие социокультурного пространства, то становится очевидно, что отождествлять его с физическим пространством нельзя, но понятие территории является связующей их категорией. Человеку всегда была свойственна потребность в «очеловечивании» пространства. Эта потребность, по-видимому, имеет исторические (биологические) корни и связана с борьбой за ареал обитания. У наших далёких предков эта потребность проявлялась в виде разведки и освоения новых территорий. Места, которые неизвестны, воспринимаются человекомкак чуждое (чужое) пространство. Жизненная активность человека была направлена на экстенсивное освоение пространства. Хронологически более поздно, но отнюдь не менее сильно проявила себя потребность в автономизации, можно сказать — приватизации пространства. Все эти процессы привели к появлению социокультурного феномена «территории». Классическая концепция естествознания представляла территорию как самостоятельную сущность, которая в принципе безучастна к происходящим внутри неё материальным процессам.

Все объекты, согласно этой концепции, размещались внутри универсального вместилища, функции которого выполняло абсолютное пространство, пространство природы, лишенное социокультурного смысла. Отсюда появились выражения «занять свое место», «завоевать, освоить территорию», «покорить пространство». Традиционно территория исследовалась географией, целью которой было определение месторасположения размещённых в пространстве взаимодействующих друг с другом объектов. К числу основных свойств или качеств территории географы относили расстояние, размер, относительное местоположение, доступность и т. п. [11. С. 21] Очевидно, что географическое определение, отвечающее потребностям классической геополитики и географического детерминизма, сегодня неудовлетворительно, ибо не исчерпывает всех возможностей определения категории пространства. По нашему мнению, более продуктивным является социально-философский и культурологический анализ территории; поскольку из природного географического пространства она превратилось в пространство освоенное, социокультурное.

Для Цитирования:
Ильина Александра Вадимовна., Территория как социальное и культурное пространство *. Вопросы культурологии. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: