Статья поступила 24.12.2016 г.
Во всех случаях главным действующим лицом территории как социокультурного пространства является человек. В практической жизни он воспринимает пространство таким, каким оно ему видится. Если проанализировать понятие социокультурного пространства, то становится очевидно, что отождествлять его с физическим пространством нельзя, но понятие территории является связующей их категорией. Человеку всегда была свойственна потребность в «очеловечивании» пространства. Эта потребность, по-видимому, имеет исторические (биологические) корни и связана с борьбой за ареал обитания. У наших далёких предков эта потребность проявлялась в виде разведки и освоения новых территорий. Места, которые неизвестны, воспринимаются человекомкак чуждое (чужое) пространство. Жизненная активность человека была направлена на экстенсивное освоение пространства. Хронологически более поздно, но отнюдь не менее сильно проявила себя потребность в автономизации, можно сказать — приватизации пространства. Все эти процессы привели к появлению социокультурного феномена «территории». Классическая концепция естествознания представляла территорию как самостоятельную сущность, которая в принципе безучастна к происходящим внутри неё материальным процессам.
Все объекты, согласно этой концепции, размещались внутри универсального вместилища, функции которого выполняло абсолютное пространство, пространство природы, лишенное социокультурного смысла. Отсюда появились выражения «занять свое место», «завоевать, освоить территорию», «покорить пространство». Традиционно территория исследовалась географией, целью которой было определение месторасположения размещённых в пространстве взаимодействующих друг с другом объектов. К числу основных свойств или качеств территории географы относили расстояние, размер, относительное местоположение, доступность и т. п. [11. С. 21] Очевидно, что географическое определение, отвечающее потребностям классической геополитики и географического детерминизма, сегодня неудовлетворительно, ибо не исчерпывает всех возможностей определения категории пространства. По нашему мнению, более продуктивным является социально-философский и культурологический анализ территории; поскольку из природного географического пространства она превратилось в пространство освоенное, социокультурное.