Статья поступила 24.12.2016 г.
С момента зарождения общества и культуры как форм совместной деятельности людей их отношение к пространству в течение тысячелетий складывалось в соответствии с достаточно простой и неизменной схемой: открытие новых земель, завоевание и последующее освоение новых территорий. Новые территории, как правило, давали новые ресурсы, укрепляли мощь того или иного общества и культуры. Столкновение интересов разных социокультурных единств по поводу тех или иных территорий приводили к кровавым стычкам и многолетним войнам. Право управлять той или иной территорией по своему усмотрению становилось целью дворцовых переворотов и революций.
Необходимость освоения все новых и новых пространств вела к прогрессу в науке и технике. С этой точки зрения вся история человеческой цивилизации может быть представлена как история освоения обществом и культурой всевозможных видов пространства. Согласно суждению Д. Белла: «события последней трети ХХ в. разрушили наши представления о пространстве и времени, о системе координат, в соответствии с которой мы организовывали реальность» [2. С. 371]. Теперь можно говорить о формировании иных пространств.
Сегодня в философии обосновывается существование множества различных пространств, например: экономического, политического, информационного, образовательного, религиозного и др. Эти различные виды пространств можно отнести к одному типу пространства — социокультурному, поскольку все они являются порождением человеческой деятельности. Человек сам творит социокультурное пространство. Необходимо отметить, что большую часть социокультурной истории человек постигал физическое пространство и лишь в течение небольшого периода времени он сделался творцом пространства социокультурного.
Но на этом связь физического пространства и социокультурного единства не закончилась. Человек не только продолжает постигать физическое пространство, он еще и преобразует ту среду, в которой обитает. Причем, воздействие это с каждым поколением становится все более мощным, подчас разрушительным.