«Стратегия Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.», а также Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ» регламентировали большинство понятий и определили территории, входящие в Арктическую зону РФ (рис. 1). Понимание того, что такое российская Арктика, стало более ясным, закреплено юридически и должно было активизировать развитие в регионах. Ожидания сбылись, но вместо сотрудничества Арктика как макрорегион и как бренд становится очередным полем соперничества внутри страны.
Территориальный бренд «Арктика» не принадлежит как собственность какому-либо лицу и, по существу, носит статус международного. Но Россия имеет полные права на его использование: присутствие нашей страны в Арктике максимально. Тут мы обходим по всем направлениям даже США. Инновационная составляющая экономик Ямала, Югры и Якутии на порядок выше всех имеющихся в Заполярье за рубежом.
Историческими особенностями Крайнего Севера России с точки зрения менталитета всегда были романтика, уникальная природа и суровые северные условия. С развалом СССР к ним прибавились более прагматичные: отток населения, имидж удаленных и труднодоступных территорий, ухудшение качества жизни за счет уменьшения доходов людей, проживающих в труднейших климатических условиях, и еще целый ряд проблем.
Но «Арктика» сегодня — это не только макрорегион, но и поп-группа, магазины и рестораны, вездеходы, мягкая мебель, шапки и обувь, туристическая посуда. В этом нет ничего особенного, и законы экономики универсальны. Неоднократно сообщалось, что «Арктику» можно и купить, и продать. Так, в июне 2013 г. экс-солистки группы «Арктика» создали свой проект, а бренд «Аркти ка» был выставлен на торги. Другая компания является производителем товаров для активного отдыха под торговой маркой «Арктика». Иначе говоря, само слово «Арктика», по существу, ничье и используется в коммерческих целях без ограничений. А что же происходит с Арктикой как территориальным брендом?