По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13

Территориальный брендинг: подходы к формированию и описанию

Краснослободцев А.А. канд. экон. наук, консультант по вопросам брендинга, основатель компании Brandwin (www.brandwin.ru), г. Тамбов
Грошев И.В. д-р экон. наук, д-р психол. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель директора по научной работе НИИ образования и науки, г. Москва

Вопросы территориального брендинга в последнее время очень актуальны. Если несколько лет назад акценты расставлялись на внешнем позиционировании России, сегодня преобладает концепция развития внутренней самодостаточности отдельных территориальных единиц. Города и регионы стремительно стараются найти свою уникальную и неповторимую идентичность, которая бы дифференцировала их от остальных. В статье сформулированы базовые принципы и подходы территориального брендинга, которыми не следует пренебрегать, чтобы не получилось как в известной пословице — «хотели как лучше, а получилось как всегда»

Литература:

1. Simon Anholt. Places: Identity, Image and Reputation / CPI Antony Rowe. — Great Britain: Palgrave Macmillan, 2010. — 170 р.

2. Robert Govers, Frank Go. Place Branding Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced. — Great Britain: Palgrave Macmillan, 2009. — 325 р.

3. Чумиков, А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. пособие. — М.: Дело, 2006.

4. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. — М.: Известия, 2003.

5. Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб. пособие. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. — 155 с.

6. Ваторопин А. С., Зборовский Г. С., Шуклина Е. А. Политическая имиджеология. — СПб.: Питер, 2006. — С. 169–177.

При рассмотрении территориального брендинга необходимо четко определиться с тем, что считать объектом брендирования. В данном случае объектом брендирования выступает определенная территория: страна, регион, город, муниципальное образование. Однако само понятие «территория» можно рассматривать с разных позиций.

В общем смысле территорию следует трактовать как часть земной поверхности в определенных границах (государственных, природных, экономических и (или) административных), характеризующуюся определенной площадью, местоположением, особенностями ландшафта, расселения, хозяйственной освоенности и другими качествами.

Территориальное образование располагает рядом признаков, таких как территориальные границы, площадь, территориальная собственность, органы государственной, региональной или муниципальной власти, бюджет и население, а также наличие специфического целостного территориального интереса как диалектической совокупности интересов всех субъектов, действующих на данной территории.

С точки зрения брендинга территория может рассматриваться как система, элементы которой вовлечены в воспроизводственный процесс и играют роль активов, имеющих стоимостную оценку и способных приносить доход в будущем. Данный подход к территории предопределяет основную задачу — создание такого общественного климата, который бы повышал привлекательность территории и как объекта инвестирования, и как среды жизнедеятельности.

Исходя из такой формулировки задачи можно предложить две трактовки брендинга территории: в «широком» смысле это деятельность, направленная на преобразование среды в целом и отдельных ее элементов, с целью повышения качества жизни и эффективности деятельности всех субъектов, действующих и взаимодействующих с данной территорией; в «узком» смысле это деятельность, направленная на формирование внешнего имиджа территории.

Как составляющая часть маркетинговой политики территориальный брендинг представляет собой деятельность, направленную на строительство и поддержание позитивных ассоциаций с территорией, ее гражданами и продуктами, а также на изменение неблагоприятных мнений или стереотипов, которые не отвечают действительности (рис. 1).

Для Цитирования:
Краснослободцев А.А., Грошев И.В., Территориальный брендинг: подходы к формированию и описанию. Директор по маркетингу и сбыту. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: