По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339. 138 DOI:10.33920/VNE-3-2504-04

Терминологические аспекты маркетинговых коммуникаций и оценка их результативности и эффективности

Николаева М.А. д.т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики Президентской академии (РАНХиГС), проф. кафедры менеджмента Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
Маркарян К. Э. магистрант института управления Президентской академии (РАНХиГС)

В статье дан сравнительный анализ дефиниций термина «маркетинговые коммуникации», приведено авторское определение термина, а также представлены существующие подходы к формированию системы маркетинговых коммуникаций, составлен план построения системы маркетинговых коммуникаций и выделены основные факторы, влияющие на результативность и эффективность коммуникационной стратегии. На основе изученных материалов был предложен авторский подход к определению системы маркетинговых коммуникаций, включающий комплексный анализ целевой аудитории, каналов коммуникации. Кроме того, были рассмотрены основные критерии и показатели оценки результативности и экономической эффективности маркетинговых коммуникаций. Были выделены основные показатели результативности, такие как CTR, CR, CPA, LTV, Churn Rate и экономической эффективности — ROI, позволяющие анализировать результативность и эффективность различных маркетинговых инструментов.

Литература:

1. Горнштейн, М. Ю. / Современный маркетинг: монография / Москва: Дашков и К, 2017. — 404 с. URL: https://e.lanbook.com/book/103736 .

2. Нагапетьянц Р.Н. / Маркетинг в сфере производства и обращения. Монография / ЮНИТИ-ДАНА, 2017 – 240 с. URL: http://niion.org/shop/index.php?route=product/ product&product_id=678

3. Frantisek Pollak / Management in Marketing Communications / IntechOpen, London, United Kingdom, 2024 URL: https://www.researchgate.net/publication/384737097_ Management_in_Marketing_Communications

4. Никишин В. В. / Маркетинг в новой реальности: монография / Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2024. – 618 с.

5. 5.Мифтахов Руслан Талгатович, кандидат наук / Диссертация: Цифровые маркетинговые стратегии современного малого бизнеса: содержание, особенности и пути повышения эффективности / тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, 2023, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» URL: https://www.dissercat.com/content/tsifrovye-marketingovyestrategii-sovremennogo-malogo-biznesa-soderzhanie-osobennosti-i-puti

6. Маркетинг : большой толковый словарь Александра Панкрухина/ кол. авторов; / под общей ред. И.С.Березина, С.В.Карповой, Н.Р.Каро и др/: Гильдия Маркетологов – 2 е изд. переаб. и дол. – Москва : ИТК «Дашков и Ко№», 2021. – 146 – 147.

7. Николаева М.А. Маркетинговые коммуникации: учебник. Николаева М.А., Рамазанов И.А., Комаров В.М. – Москва :ИТК «Дашков и Ко», 2024. – 246 с.

8. Астратова Г. В. / Основы маркетинга: монография / Рос. гос. проф.-пед. унт. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2010. - 137 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/ handle/123456789/4256

9. Дуболазов В. А. / Современные аспекты маркетинга: монография / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2015 URL: https://elib.spbstu. ru/dl/2/4822.pdf/en/info

10. Павлов Н. В. / Система цифрового маркетинга: монография / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. — Санкт-Петербург, 2022. URL: https://elib.spbstu.ru/dl/5/tr/2022/tr23-65.pdf

11. Ефременко Елена Владимировна, доктор наук / Цифровая трансформация маркетинга на рынке услуг /тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, 2023, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» URL: https://www.dissercat.com/content/tsifrovayatransformatsiya-marketinga-na-rynke-uslug

12. Simonyan, Tatyana & Tsvetcova, Svetlana & Кольган, Мария & Medvedeva, Yulya & Oleynikova, Yulia / Transformation of Distribution Channels Based on Marketing Interaction in Terms of Sustainable Development / Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East, 2023 URL: Https://www. researchgate.net/publication/372725898

13. Тарасова Ксения Валентиновна, кандидат наук / Диссертация: Развитие маркетинговой информационной системы организации в цифровой среде / тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, 2023, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» URL: https://www.dissercat.com/ content/razvitie-marketingovoi-informatsionnoi-sistemy-organizatsii-v-tsifrovoi-srede

14. Махноносов Денис Витальевич, доктор наук / Диссертация: Маркетинговые технологии в организации электронной торговли и продвижении товаров и услуг в сети Интернет / тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, 2023, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» URL: https://www.dissercat.com/content/marketingovyetekhnologii-v-organizatsii-elektronnoi-torgovli-i-prodvizhenii-tovarov-i-uslug

15. Чайников Алексей Андреевич СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ // ТТПС. 2024. №1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-marketingovyetehnologii-kak-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiy (дата обращения: 08.12.2024).

1. Gornshtejn, M. Ju. / Sovremennyj marketing: monografija / Moskva: Dashkov i K, 2017. — 404 s. URL: https://e.lanbook.com/book/103736.

2. Nagapet'janc R. N. / Marketing v sfere proizvodstva i obrashhenija. Monografija / JuNITI–DANA, 2017–240 s. URL: http://niion.org/shop/index.php?route=product/product&product_id=678

3. Frantisek Pollak / Management in Marketing Communications / IntechOpen, London, United Kingdom, 2024 URL: https://www.researchgate.net/publication/384737097_ Management_in_Marketing_Communications

4. Nikishin V.V. / Marketing v novoj real'nosti: monografija / Moskva: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Rusajns», 2024. — 618 s.

5. 5. Miftahov Ruslan Talgatovich, kandidat nauk / Dissertacija: Cifrovye marketingovye strategii sovremennogo malogo biznesa: soderzhanie, osobennosti i puti povyshenija jeffektivnosti / tema dissertacii i avtoreferata po VAK RF 00.00.00, 2023, FGAOU VO «Belgorodskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet» URL: https://www. dissercat.com/content/tsifrovye-marketingovye-strategii-sovremennogo-malogo-biznesa-soderzhanie-osobennosti-i-puti

6. Marketing: bol'shoj tolkovyj slovar' Aleksandra Pankruhina/ kol. avtorov; /pod obshhej red. I. S. Berezina, S.V. Karpovoj, N. R. Karo i dr/: Gil'dija Marketologov — 2 e izd. pereab. i dol. — Moskva: ITK «Dashkov i Ko№», 2021. — 146–147.

7. Nikolaeva M.A. Marketingovye kommunikacii: uchebnik. Nikolaeva M.A., Ramazanov I.A., Komarov V. M. — Moskva:ITK «Dashkov i Ko», 2024. — 246 s.

8. Astratova G.V. / Osnovy marketinga: monografija / Ros. gos. prof.‑ped. un-t. — Ekaterinburg: Izdatel'stvo RGPPU, 2010. — 137 s. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/4256

9. Dubolazov V.A. / Sovremennye aspekty marketinga: monografija / Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj politehnicheskij universitet, 2015 URL: https://elib.spbstu.ru/dl/2/4822. pdf/en/info

10. Pavlov N.V. / Sistema cifrovogo marketinga: monografija / Sankt-Peterburgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo. — Sankt-Peterburg, 2022. URL: https://elib.spbstu. ru/dl/5/tr/2022/tr23–65.pdf

11. Efremenko Elena Vladimirovna, doktor nauk / Cifrovaja transformacija marketinga na rynke uslug /tema dissertacii i avtoreferata po VAK RF 00.00.00, 2023, FGBOU VO «Doneckij nacional'nyj universitet jekonomiki i torgovli imeni Mihaila Tugan-Baranovskogo» URL: https://www.dissercat.com/content/tsifrovaya-transformatsiya-marketinga-na-rynke-uslug

12. Simonyan, Tatyana & Tsvetcova, Svetlana & Kol'gan, Marija & Medvedeva, Yulya & Oleynikova, Yulia / Transformation of Distribution Channels Based on Marketing Interaction in Terms of Sustainable Development / Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East, 2023 URL: Https://www.researchgate.net/publication/372725898

13. Tarasova Ksenija Valentinovna, kandidat nauk / Dissertacija: Razvitie marketingovoj informacionnoj sistemy organizacii v cifrovoj srede / tema dissertacii i avtoreferata po VAK RF 00.00.00, 2023, FGAOU VO «Belgorodskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet» URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-marketingovoi-informatsionnoi-sistemy-organizatsii-v-tsifrovoi-srede

14. Mahnonosov Denis Vital'evich, doktor nauk / Dissertacija: Marketingovye tehnologii v organizacii jelektronnoj torgovli i prodvizhenii tovarov i uslug v seti Internet / tema dissertacii i avtoreferata po VAK RF 00.00.00, 2023, FGBOU VO «Doneckij nacional'nyj universitet jekonomiki i torgovli imeni Mihaila Tugan-Baranovskogo» URL: https://www. dissercat.com/content/marketingovye-tekhnologii-v-organizatsii-elektronnoi-torgovli-i-prodvizhenii-tovarov-i-uslug

15. Chajnikov Aleksej Andreevich SOVREMENNYE MARKETINGOVYE TEHNOLOGII, KAK INSTRUMENT POVYShENIJa KONKURENTOSPOSOBNOSTI PREDPRIJaTIJ // TTPS. 2024. № 1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-marketingovye-tehnologii-kak-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiy (data obrashhenija: 08.12.2024).

Маркетинговые коммуникации (МК) играют ключевую роль в современном бизнесе, обеспечивая эффективное взаимодействие между компаниями и их целевой аудиторией. В условиях сильной конкуренции и быстрого развития цифровых технологий маркетинговые коммуникации становятся не только способом продвижения товаров, но и важным элементом создания, продвижения и поддержания потребительских предпочтений, а также управления имиджем и репутацией компании. В данном разделе рассматриваются основные понятия, цели, задачи и функции маркетинговых коммуникаций, а также их значение для бизнеса.

В научной литературе по маркетинговым коммуникациям существует значительное количество определений термина «маркетинговые коммуникации», что обуславливает необходимость их критического анализа.

С позиции классического маркетинга они рассматриваются как процесс передачи информации от компании к потребителю с целью воздействия на его покупательское поведение. В этом контексте акцент делается на рекламные и PR-кампании, которые помогают формировать спрос и стимулировать продажи1 . С одной стороны, такой подход достаточно простой, дает четкость структуры и возможность быстрой оценки эффективности. Однако такой подход носит односторонний характер, не предполагая активного взаимодействия с аудиторией, что снижает уровень вовлеченности потребителей. В приведенном определении представлена лишь одна из нескольких функций, которые выполняют маркетинговые коммуникации, в частности их информационная функция.

Современный интегрированный подход трактует маркетинговые коммуникации шире — как систему взаимосвязанных инструментов, объединенных единой стратегией. Этот подход ориентирован не только на распространение рекламных сообщений, но и на построение диалога с потребителями, взаимодействие с партнерами и создание комплексного пользовательского опыта2 . Такой подход обеспечивает комплексное воздействие на аудиторию, позволяет персонализировать взаимодействие и способствует укреплению позиции товара на рынке. Тем не менее его реализация требует значительных ресурсов, постоянного мониторинга и анализа эффективности, что делает его сложным и дорогостоящим.

Для Цитирования:
Николаева М.А., Маркарян К. Э., Терминологические аспекты маркетинговых коммуникаций и оценка их результативности и эффективности. Лизинг. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: