По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Терминологические аспекты компетентностного подхода

Королева Е.В. студентка, Институт права и управления, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, г. Москва, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1,
Колесников А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Статья посвящена вопросу компетентностного подхода. Проанализированы разные взгляды на терминологический аспект подхода, а также основные принципы, структура и основные компоненты компетентностного подхода. Рассмотрен состав действий каждого из блоков компетентностного подхода.

Литература:

1. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А.В. Великановой. — Самара: Профи, 2001. — 59 с.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». — 2005 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2005/0910–12. htm (дата обращения: 14.12.2019).

3. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. — М.: АПКиПРО, 2003. — 101 с.

4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–12.

5. Сущность компетентностного подхода в управлении персоналом в образовании // Кашина Н. В., Колесников А. В. В сборнике: Инструменты и методы коммерциализации инноваций в современной концепции менеджмента. Т. 2 вв. Великороссов, А. В. Колесников, М. Н. Кулапов, Ю. В. Коречков. — М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. — С. 188– 191.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.

Увеличению конкурентоспособности выпускаемых специалистов поспособствовало увеличение роли компетентностного подхода в высших школах. Более квалифицированные специалисты стали эффективнее взаимодействовать с рынком труда. Также эти процессы стали обеспечивать более быстрое обновление и дополнение знаний, накопившихся в определенных сферах.

Перед профессиональным образованием важная глобальная цель — подготовить специалиста высокого уровня, обладающего и легко применяющего определенные знания, касающиеся его профессиональной области и областей, смежных с ней. Выпускник должен стремиться постоянно совершенствовать свои знания, уровень его личности должен постоянно расти. Его не должны пугать перемены, то есть он должен быть готов к социальной и профессиональной мобильности.

Проведя ряд исследований, ученые отметили, что существует разница между компетентным и квалифицированным специалистом. И.А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов в своих работах отмечают, что понятие компетентного специалиста шире, чем понятие квалифицированного специалиста. По их мнению, компетентный специалист, помимо профессиональных знаний, может теорию применить на практике и активно этим пользуется в своей работе.

Стоит отметить, что взгляды на определение компетентностного подхода у разных ученых различны.

Во-первых, для некоторых компетентностный подход — это современное новшество. В рамках реализации этого подхода необходимы изменения в методике преподавания. Должен произойти кардинальный пересмотр роли учителя и его методов преподнесения материала. Такой взгляд характерен для работ Е.Я. Когана [3].

Во-вторых, компетентностный подход может выступать как объединение ранее существовавших подходов. Этого мнения придерживается А. Г. Бермус. Для этого ученого компетентностный подход, в реалиях современного высшего образования в РФ, не имеет собственную концепцию. Он лишь заимствует методологию и логику из уже сформированных дисциплин [1].

Третьим взглядом может выступать исследование Д.А. Иванова. В своей работе Иванов Д.А. отмечает, что компетентностный подход акцентирует свое внимание на результате образования. Причем, результат выступает не в виде с уммы полученной информации, а в способности решения проблемных задач с использованием полного инструментария [5].

Для Цитирования:
Королева Е.В., Колесников А.В., Терминологические аспекты компетентностного подхода. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: